Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 ноября 2009 г. N КА-А41/11965-09
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Летягиной В.А.
судей - Букиной И.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Манохина О.Г. по дов. от 11.11.09 г.,
от заинтересованного лица - Бяков А.В. по дов. от 10.11.09 г.,
рассмотрев 12 ноября 2009 в судебном заседании кассационную жалобу Центрального межрегионального территориального управления (ЦМТУ Ростехрегулирования) на решение от 20 августа 2009 года Арбитражного суда Московской области принятое Фоминым И.П., по заявлению ЦМТУ Ростехрегулирования о привлечении ЗАО "Аптечная сеть "ДОМфарма" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, установил:
ЦМТУ Ростехрегулирования (далее, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Московской области с заявлением о привлечении ЗАО "Аптечная сеть ДОМфарма" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.08.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом арбитражный суд исходил из того, что действия Общества не образуют состава вмененного ему административного правонарушения.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, административный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой настаивает на его отмене, считая незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов указывает, что в данном случае имела место вина Общества в форме неосторожности. Наличие сертификатов соответствия не освобождает продавца реализовывать только товар, соответствующий обязательным требованиям государственных стандартов.
В возражениях на кассационную жалобу Общество ссылается на то, что выдав сертификат соответствия на бинты нестерильные в соответствии с главой 5 ГОСТ 1172-93 изготовитель гарантирует соответствие бинтов требованиям ГОСТ 1172-93 в течение 5 лет с момента их изготовления. Именно изготовитель должен нести ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился, ссылаясь на их несостоятельность, и просил решение оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения судом норм материального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Общество осуществляет фармацевтическую деятельность, оказание медицинских услуг и иные виды деятельности, предусмотренные Уставом.
Распоряжением административного органа от 23.04.2009 N 104-С в период с 6 мая по 5 июня 2009 года предписано проведение проверки изделий медицинского назначения, реализуемых заинтересованным лицом.
06.05.2009 административным органом проведен отбор образцов (бинты марлевые медицинские) двух наименований продукции аптеке Общества, расположенной по адресу: 140408, Московская область, г. Коломна, Парковый проезд, д. 5, составлен акт N 02-104. Отобранные образцы направлены для проведения испытаний в Испытательный Центр Сергиево-Посадского филиала ФГУ "Менделеевский ЦСМ".
Согласно протоколам испытаний, от 20.05.2009 N 3845, от 01.06.2009 N 4212, представленные образцы - "бинты медицинские марлевые нестерильные" (размер 5м х 10см, изготовитель - ООО "Ткацкая фабрика-2"), не соответствуют требованиям п.п. 1.1.3, 1.1.5 ГОСТ 1172-93.
Из протокола испытаний от 20.05.2009 N 3844 следует, что "бинты медицинские марлевые стерильные" (размер 7 м х 14 см, производитель - ООО "НЬЮФАРМ") соответствуют требованиям п.п. 1.1.3, 1.1.5, 1.1.6, 3.1 ГОСТ 1172-93.
08.06.2009 срок проверки продлен до 3 июля 2009 года.
26.06.2009 административным органом, при участии генерального директора Общества - Воронина Н.Т., составлены акт проверки N 9104-С, протокол об административном правонарушении N 104-ПЮ и вынесены предписания об устранении выявленных нарушений.
Актом зафиксировано, что отобранные образцы товаров (бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10 см, производитель - ООО "Ткацкая фабрика-2"), реализуемые заявителем, не соответствуют требованиям государственного стандарта (ГОСТ 1172-93) по линейным размерам и уровню разрывной нагрузки.
Согласно протоколу от 26.06.2009 N 104-ПЮ заинтересованным лицом при реализации марлевых бинтов нестерильных (размер 5м х 10 см, изготовитель - ООО "Ткацкая фабрика-2") допущены нарушения требования, предусмотренные п.п. 1.1.3 и 1.1.5 ГОСТ 1172-93 "Бинты марлевые медицинские. Технические условия". За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ. Генеральный директор при составлении протокола от объяснений отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ заявления об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.19 Кодекса рассматривают судьи арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.
Привлекая к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ, суды исходили из того, что обществом допущено нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации продукции.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 настоящего Кодекса при реализации (поставке, продаже) использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
Статья 19.19 КоАП РФ содержится в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления". Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции. Исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, данная правовая норма должна применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации.
Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности, а, следовательно, субъектом административного правонарушения является производитель или поставщик продукции.
Статьей 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, а также с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, а также с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работам, услугам), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Допущенное обществом правонарушение - продажа товара, не соответствующего требованиям стандартов по качеству - совершено в процессе розничной продажи товаров населению и охватывается диспозицией части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если исходя из надлежащей квалификации рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.4 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ).
Поскольку рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по этой категории дел КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, производство в арбитражном суде по настоящему делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 176, 284-289, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2009 года по делу N А41-24583/09 отменить.
Производство по делу арбитражного суда Московской области - прекратить.
Председательствующий |
В.А. Летягина |
Судьи |
И.А. Букина |
|
И.В. Туболец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Допущенное обществом правонарушение - продажа товара, не соответствующего требованиям стандартов по качеству - совершено в процессе розничной продажи товаров населению и охватывается диспозицией части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если исходя из надлежащей квалификации рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.4 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ).
Поскольку рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по этой категории дел КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, производство в арбитражном суде по настоящему делу подлежит прекращению."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2009 г. N КА-А41/11965-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника