См. также письма Ассоциации российских банков от 12 марта 2009 г. N А-01/5-118 и от 7 июля 2009 г. N А-01/1Е-408
В последнее время в деятельности кредитных организаций - членов Ассоциации российских банков обозначилась проблема обеспечения обязательств заемщика по кредитному договору путем оформления залога транспортных средств.
В первую очередь эта проблема сводится к тому, как решить вопрос, связанный с регистрацией договора залога транспортного средства, которая (регистрация) в значительной степени дает возможность затруднить недобросовестному залогодателю отчуждение предмета залога без согласия залогодержателя.
До определенного момента регистрация договора залога транспортных средств приказом МВД России от 26.11.96 N 624 (далее - приказ N 624) возлагалась на ГАИ, позже переименованную в ГИБДД.
Однако затем приказом МВД России от 07.07.98 N 413 (далее - приказ N 413) в приказ N 624 были внесены изменения, в соответствии с которыми ГИБДД от упомянутой обязанности освобождалась.
Появление приказа N 413 связано скорее всего с изданием Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ (далее - ВАС РФ) от 15.01.98 N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" (далее - Обзор). Пункт 1 Обзора устанавливает, что в соответствии со ст.339 ГК РФ обязательной регистрации подлежат только сделки, связанные с залогом недвижимости (ипотекой). В этой связи Президиум ВАС РФ констатировал, что нормы Закона РФ "О залоге" (далее - Закон) и постановления Правительства РФ от 12.08.94 N 938, регламентирующие обязательный порядок регистрации залога транспортных средств, а также изданного во исполнение этих нормативных актов приказа N 624 противоречат введенной в действие с 01.01.95 части первой ГК РФ и применению не подлежат.
Однако положения п.1 Обзора представляются, на наш взгляд, достаточно спорными. В п.3 ст.339 ГК РФ, на который в обоснование своих выводов ссылается Президиум ВАС РФ, говорится только о том, что договор об ипотеке (залоге недвижимого имущества) обязательно должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Иначе он не может быть признан действительным.
Но при этом в ст.339 ГК РФ отсутствует какой-либо запрет относительно возможности регистрации залога движимого имущества (в рассматриваемом случае - транспортных средств), и нет никаких показателей к тому, чтобы считать, что названная статья содержит закрытый перечень договоров залога, подлежащих обязательной регистрации. Более того, п.2 ст.164 ГК РФ гласит, что Законом может быть предусмотрена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов. Норма же п.2 ст.40 Закона предписывает обязательную регистрацию залога транспортных средств в установленном порядке. При этом обращает на себя внимание тот факт, что уже после вступления в силу части первой ГК РФ в июле 1998 г. в Закон вносились изменения, но они не коснулись ст.40 Закона. Таким образом, вывод о том, что эта норма противоречит ГК РФ, выглядит неубедительно.
С учетом изложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам, уважаемый Вениамин Федорович, с просьбой вновь вынести рассматриваемый вопрос на обсуждение Президиума Высшего арбитражного суда РФ.
Президент АРБ |
С.Е.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 15 мая 2002 г. N А-01/5-237 "О регистрации залога транспортных средств"
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", июль 2002 г., N 27 - 28