Ассоциация российских банков получила немало жалоб от кредитных организаций - членов АРБ на завышенные технические требования Банка России к оборудованию ряда рабочих помещений банков, в частности кассовых узлов, денежных хранилищ и т.п.
В отдельных конкретных случаях требования ЦБ РФ приводят к весьма значительному увеличению операционных издержек и существенно снижают рентабельность кредитных организаций. Так, выполнение всех требований ЦБ РФ к классу защиты банкоматов обычно приводит к практически полной потере прибыли банков от операций с банковскими карточками.
В соответствии с п.3.3 Приложения N 1 к Положению ЦБ РФ от 25 марта 1997 г. N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 56) при установке банкоматов в помещениях, находящихся за пределами кредитной организации и в станах (проемах), их сейфы должны иметь класс устойчивости к взлому не ниже III (ГОСТ 50862-96), а также оборудоваться охранной сигнализацией "на взлом".
В настоящее время основная масса применяемых в России банкоматов имеет лишь I класс защищенности и располагаться на вокзалах, в проходных заводов, магазинах и т.п. Замена этих банкоматов на банкоматы, соответствующие требованиям ЦБ РФ, потребует существенных затрат средств и времени, а в некоторых случаях весогабаритные характеристики банкоматов III класса вынудят искать новые места установки банкоматов.
Письмо Банка России от 25 декабря 2001 г. N 163-Т дает возможность применять банкоматы I класса в помещениях, находящихся за пределами кредитной организации, при условии вывода охранной сигнализации банкомата на пульт централизованной вневедомственной охраны или в дежурную часть органа внутренних дел. Но при этом почти вся прибыль от использования банкоматов будет затрачиваться на оплату услуг вневедомственной охраны, хотя существует множество ситуаций, когда банкоматы находятся на территориях с ограниченным доступом и под наблюдением охраны предприятий. Кроме того, многие объекты, на которых располагаются банкоматы, в настоящее время, как правило, охраняются специализированными фирмами, которые, в отличие от вневедомственной охраны, могут гарантировать сохранность имущества по более низким расценкам. К тому же это требование Банка России противоречит антимонопольному законодательству, поскольку оно не допускает других вариантов охраны банкоматов кроме как вневедомственной охраной.
По нашему мнению, есть основания разрешить использование банкоматов I класса защиты в помещениях, находящихся за пределами кредитной организации, если они расположены:
а) на территории предприятий или организаций при размещении банкомата в зоне круглосуточной охраны объекта (предприятия);
б) на вокзалах, в аэропортах, морских портах при наличии круглосуточного поста милиции и оборудования банкомата звуковой сигнализацией на вскрытие сейфа.
Кроме того, необходимо обеспечить кредитным организациям право выбора фирмы, обеспечивающей охрану банкоматов.
На основании изложенного просим Вас, уважаемый Сергей Михайлович, решить вопрос о внесении изменений в п.3.3 Приложения N 1 к Положению N 56 с целью смягчения требований к классу защиты банкоматов с учетом вышеизложенных соображений.
Президент АРБ |
С.Е.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 29 мая 2002 г. N А-02/5-265 "О снижении затрат капитального характера"
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", август 2002 г., N 33