Письмо Ассоциации российских банков
от 24 июня 2002 г. N А-01/9-287
Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос обоснованности ужесточения требований Банка России к установке банкоматов.
Многие банки при организации работы с пластиковыми картами через систему банкоматов сталкиваются с проблемой исполнения требований, установленных Указаниями от 23.04.2001 N 960-У и письмом от 25.12.2001 N 163-Т Банка России. В этих документах предъявляются требования к установке кредитной организацией банкоматов в помещениях других предприятий, а также в стенах (проемах) зданий для обслуживания клиентов со стороны улицы, моделей банкоматов не ниже III класса устойчивости к взлому. При этом использование банкоматов с сейфами менее III класса устойчивости возможно только при условии вывода охранной сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны или в дежурную часть ОВД.
В результате исполнения таких требований себестоимость услуги о выплате наличных денежных средств посредством банковских карт значительно увеличивается, а процесс организации установки банкоматов в значительной степени усложняется.
Иногда банки сталкиваются с необходимостью установки банкоматов в помещениях, конструктивные особенности которых не позволяют увеличивать нагрузку на перекрытия (полы) зданий более чем до 600 - 700 кг/кв.м (при использовании банкоматов с сейфами III класса устойчивости нагрузка на перекрытия может достигать 900 - 1000 кг/кв.м) или строго ограниченной в размерах площади, из-за чего используются банкоматы меньших размеров (при этом для таких банкоматов производителем принципиально не предусмотрена установка сейфов III класса устойчивости к взлому).
Более того, для доставки тяжелых банкоматов в отдаленные районы страны банки вынуждены использовать морской и авиационный транспорт, что ведет к удорожанию услуг как минимум в полтора - два раза.
Следует также отметить, что вывод охранной сигнализации банкомата на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны или в дежурную часть ОВД не всегда приемлем из-за удаленности места установки банкомата от указанного пульта, что не позволяет соответствующим структурам оперативно реагировать на тревожный сигнал, поступающий от банкомата. При этом затраты банка на охранные услуги ОВД увеличивают себестоимость услуги.
Необходимо отметить, что установка банкоматов с сейфами менее III класса устойчивости без вывода охранной сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны или в дежурную часть ОВД при условии, что помещение, в котором размещен банкомат, находится под круглосуточной охраной сотрудников службы безопасности учреждения или предприятия, в достаточной степени обеспечивает сохранность денежных средств, находящихся в сейфах банкоматов.
Таким образом, следует констатировать, что требования вышеуказанных документов Банка России усложняют организацию работы с пластиковыми картами (в том числе, зарплатные проекты), приводят к необоснованному значительному удорожанию услуги по выплате наличных денежных средств посредством банковских карт, что в целом создает препятствия деятельности банков на этом сегменте рынка банковских услуг в нарушение норм ст.12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Учитывая эти обстоятельства, просим Вас рассмотреть обоснованность ужесточения требований Банка России к установке банкоматов (Указания Банка России от 23.04.2001 N 960-У, письмо Банка России от 25.12.2001 N 163-Т) с точки зрения соблюдения Банком России антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Президент АРБ |
Г.А.Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 24 июня 2002 г. N А-01/9-287
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", август 2002 г., N 33