Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 декабря 2009 г. N КА-А40/10304-09
20 апреля 2010 г.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 апреля 2010 г. N 17977/09 настоящее постановление в части отказа в удовлетворении требований открытого акционерного общества Сургутнефтегаз отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Алексеева С.В.,
судей: Буяновой Н.В., Русаковой О.И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Бобракова О.И. дов. от 21.09.09 г. N 2189-Д, Сладкова О.Г. дов. от 01.01.09 г. N 17-Д, Мялковский С.С. дов. от 01.01.01 г. N 20-20;
от ответчика Волкова С.Н. дов. от 26.11.09 г. N 27, Черезов В.В. 20.03.09 г. от 24.11.09 г.;
от третьего лица Трансойл - Попов А.В. дов. N 370/09, Сургутэкс - Ищенко С.В. дов. от 26.12.08 г.,
рассмотрев 30 ноября 2009 г. в судебном заседании кассационные жалобы ОАО "Сургутнефтегаз" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на постановление от 15 апреля 2009 г. N 09АП-6578/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями: Седовым С.П., Катуновым В.И., Птанской Е.А. по иску (заявлению) ОАО "Сургутнефтегаз" о признании недействительным решения к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, установил:
ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30 октября 2008 года N 52-21-14/1096 по эпизоду отказа в вычете НДС в размере 121.307.793 руб., начисления недоимки по НДС в этой же сумме, наложения штрафа в размере 24.261.558 руб. и начисления пени в размере 10.002.912,88 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 марта 2009 года в требованиях отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2009 года, с учетом дополнительного постановления от 17 августа 2009 года, решение Арбитражного суда г. Москвы изменено.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 марта 2009 года об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Сургутнефтегаз" о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30 октября 2008 года N 52-21-14/1096 в части отказа в вычете НДС в размере 7.255.878 руб. 44 коп., соответствующих этой сумме пени, штрафа отменено.
Признано недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30 октября 2008 года N 52-21-14/1096 в части отказа в вычете по НДС в размере 7.255.878 руб. 44 коп., соответствующих этой сумме пени и штрафа.
На МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возложена обязанность возвратить заявителю НДС в сумме 7.255.878 руб. 44 коп. соответствующие этой сумме суммы пени и штрафа.
Кроме того, возвращена заявителю госпошлина.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 марта 2009 года оставлено без изменения.
На судебные акты заявителем и ответчиком поданы кассационные жалобы.
Так, ОАО "Сургутнефтегаз" в кассационной жалобе просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований заявителя.
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда в той части, в которой были удовлетворены требования общества.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО "Сургутнефтегаз", Инспекции, представителей третьего лица, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления арбитражного апелляционного суда.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им надлежащую оценку, суд обоснованно пришел к выводу об изменении решения арбитражного суда и частичном удовлетворении требований.
Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Сургутнефтегаз" за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г.
По результатам которой ответчиком принято решение от 30.10.2008 г. N 52-21-14/1096 "О привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Заявитель по данному делу оспаривал решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС за 2006-2007 годы только по эпизоду отказа в вычете по НДС в размере 121.307.793 руб., уплаченного по счетам-фактурам ООО "Сургутэкс".
В части оспариваемого эпизода отказа в вычете НДС, штраф составляет 24.261.558 руб., а сумма пени по данному эпизоду составляет 10.002.912.88 руб.
Как установил суд, согласно договорам комиссии N 1626 от 22.12.2005 г. N 78 от 25.01.2007 г. комиссионер (ООО "Сургутэкс") по поручению комитента ОАО "Сургутнефтегаз" реализовать от своего имени и за вознаграждение на внешнем рынке нефтепродукты и нефть.
В рамках исполнения договоров комиссии ООО "Сургутэкс" заключило внешнеэкономические контракты на продажу нефтепродуктов, принадлежащих заявителю.
Между ООО "Сургутэкс" и ООО "Трансойл" был заключен договор субкомиссии от 18.12.2006, предметом которого являлась транспортировка нефти и нефтепродуктов.
Непосредственно транспортировку осуществляло ОАО "РЖД". ООО "Трансойл" перепредъявляло транспортные расходы ООО "Сургутэкс", которое в свою очередь предъявляло транспортные расходы по перемещению нефтепродуктов заявителю.
ОАО "Сургутнефтегаз" оплатило услуги по перевозке, в цену которых был включен НДС, исчисленный по ставке 18%.
Отказывая частично в требованиях заявителю, суд указал, что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим, производится по налоговой ставке "0" процентов.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ товаров, выполняемые российскими организациями, и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим.
Как установил суд, в спорной части из характера услуг, перечисленных в актах об оказании услуг и счетах-фактурах, усматривается, что оказываемые ООО "Трансойл" транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемого товара соответствуют услугам, перечень которых определен подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, поэтому подлежат налогообложению НДС по ставке "0" процентов в случае помещения товара под таможенный режим экспорта до их оказания.
То, обстоятельство, что в процессе перевозки оформлялись внутрироссийские перевозочные документы (транспортные железнодорожные накладные) и перевозка осуществлялась между двумя пунктами на территории РФ, и на железнодорожных накладных отсутствуют отметки таможенного органа о перевозке товаров, уже помещенных под таможенный режим экспорта, не влияет на порядок определения таможенного режима экспорта.
В соответствии с п. 3 ст. 157 НК РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Товар считается помещенным под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенным органом на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной) отметки "выпуск разрешен".
Суд указал, что операции, названные в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке "0" процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций.
Кроме того, как указал суд, налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Положения ст. 172 НК РФ исключают предъявленные к вычету НДС, уплаченного в нарушение положения гл. 21 НК РФ.
Поэтому применение к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18%, в случаях помещения ее под таможенный режим экспорта, не соответствует налоговому законодательству, а счета-фактуры выставленные с указанной ставкой позднее, чем оформлена ВГТД, на основании которой товар был экспортирован, не могут являться основанием для предъявления сумм НДС к вычету в части транспортировки нефтепродуктов на экспорт.
Отказывая частично заявителю в требованиях, суд ссылался на часть спорных счетов-фактур и пришел к выводу, что ставка НДС 18% (вместо "0" процентов) в них указана неправильно, указанные счета-фактуры были выставлены с нарушением порядка, предусмотренного п. 5, п. 6 ст. 169 НК РФ.
Спорные счета-фактуры выставлены после фактического помещения товара под таможенный режим экспорта.
Доводы жалобы заявителя о неправильном применении судом норм материального права, являются несостоятельными.
Не принимаются утверждения жалобы о том, что противоречит таможенному законодательству вывод суда о том, что товар считается помещенным под таможенный режим экспорта с даты отметки таможенного органа на временных ГТД.
Кроме того, является правильным вывод суда, что все услуги по спорным счетам-фактурам были оказаны после того, как товар был помещен под таможенный режим экспорта, что следует из сопоставления дат на ВГТД "Выпуск разрешен" и дат оформления счетов-фактур и актов выполненных услуг.
Утверждения в жалобе о том, что суд не принял во внимание разъяснения Минфина от 12.03.2007 года, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
По кассационной жалобе ответчика.
Апелляционный суд, изменяя решение, пришел к выводу о том, что некоторые услуги по перевозке товара были осуществлены ранее помещения указанного товара под таможенный режим экспорта.
При этом судом были перечислены счета-фактуры.
Общая сумма НДС, приходящаяся на данные услуги, которые были оказаны до помещения под таможенный режим экспорта, составила 7.255.878,44 руб.
Данное обстоятельство не отрицалось ответчиком в апелляционном суде.
В кассационной жалобе ответчик ссылается на то, что данные услуги подлежат налогообложению НДС по ставке "0" процентов, поскольку оказаны в рамках выполнения условий экспортного контракта.
Суд, обоснованно посчитал, что по перечисленным счетам-фактурам ставка НДС должна быть 18% процентов, поскольку услуги были оказаны до помещения товара под таможенный режим экспорта, независимо от того, был ли товар в дальнейшем отгружен на экспорт.
При таких обстоятельствах суд в данной части правомерно пришел к выводу о том, что требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.
При этом как указал суд, счета-фактуры составлены в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.
В данной части заявителем выполнены условия ст. 171, ст. 172 НК РФ и оснований для отказа в возмещении спорных сумм не имелось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Доводы жалоб фактически направлены на переоценку доказательств, исследованных судом.
Руководствуясь ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2009 года по делу N А40-87551/08-151-394 оставить без изменения, кассационные жалобы ОАО "Сургутнефтегаз" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Алексеев |
Судьи |
Н.В. Буянова |
|
О.И. Русакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не принимаются утверждения жалобы о том, что противоречит таможенному законодательству вывод суда о том, что товар считается помещенным под таможенный режим экспорта с даты отметки таможенного органа на временных ГТД.
Кроме того, является правильным вывод суда, что все услуги по спорным счетам-фактурам были оказаны после того, как товар был помещен под таможенный режим экспорта, что следует из сопоставления дат на ВГТД "Выпуск разрешен" и дат оформления счетов-фактур и актов выполненных услуг.
...
Апелляционный суд, изменяя решение, пришел к выводу о том, что некоторые услуги по перевозке товара были осуществлены ранее помещения указанного товара под таможенный режим экспорта.
...
Общая сумма НДС, приходящаяся на данные услуги, которые были оказаны до помещения под таможенный режим экспорта, составила ...
...
Суд, обоснованно посчитал, что по перечисленным счетам-фактурам ставка НДС должна быть 18% процентов, поскольку услуги были оказаны до помещения товара под таможенный режим экспорта, независимо от того, был ли товар в дальнейшем отгружен на экспорт.
При таких обстоятельствах суд в данной части правомерно пришел к выводу о том, что требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.
При этом как указал суд, счета-фактуры составлены в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.
В данной части заявителем выполнены условия ст. 171, ст. 172 НК РФ и оснований для отказа в возмещении спорных сумм не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 декабря 2009 г. N КА-А40/10304-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 апреля 2010 г. N 17977/09 настоящее постановление в части отказа в удовлетворении требований открытого акционерного общества Сургутнефтегаз отменено