Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 декабря 2009 г. N КА-А40/13500-09
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Шуршаловой Н.А.,
судей Долгашевой В.А., Тетёркиной С.И.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "СММ": Королев В.Е. (дов. от 15.01.2009 г.), Болдов А.Г. (дов. от 15.01.2009 г.);
от ответчика ИФНС России N 15 по г. Москве: Романова Ю.В. (дов. N 02-18/65176 от 15.10.2009 г.);
рассмотрев 8 декабря 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2009 г., принятое Нагорной А.Н., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2009 г., принятое Нагаевым Р.Г., Сафроновой М.С., Румянцевым П.В., по делу N А40-45119/09-75-278 по иску (заявлению) ОАО "Специальное машиностроение и металлургия" к ИФНС России N 15 по г. Москве о признании частично недействительным решения последней, установил:
20 января 2009 г. Инспекцией ФНС России N 15 по г. Москве (ИФНС России N 15 по г. Москве) принято решение N 36, которым открытому акционерному обществу "Специальное машиностроение и металлургия" (ОАО "СММ") отказано в привлечении общества к ответственности по налоговым правонарушениям, совершенным в 2005 г., в связи с истечением срока давности, начислены пени по налогу на прибыль в размере 495 515 руб. и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 853 748 руб.(т. 1 л.д. 8-18).
Решение вынесено на основании акта выездной налоговой проверки N 1721 от 8 декабря 2008 г. (т. 1 л.д. 111-142).
Считая указанное решение налогового органа незаконным в части выводов о необоснованном отнесении транспортных расходов в сумме 853 748 руб. на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, ОАО "СММ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 15 по г. Москве о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2009 г., требования удовлетворены по заявленным основаниям.
В кассационной жалобе ИФНС России N 15 по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права, регулирующие порядок отнесения транспортных расходов на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "СММ" считает принятые по делу судебные акты законными, просит кассационную жалобу отклонить.
В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 15 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "СММ" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов проверяется по доводам кассационной жалобы.
В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта.
Из приведенных норм следует, что расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта могут уменьшать полученные им доходы при условии, что данные расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, представленные заявителем документы подтверждают использование транспортных средств в служебных целях и правомерность учета в составе расходов по налогу на прибыль затрат на приобретение ГСМ.
Об этом свидетельствуют материалы дела.
Так, в подтверждение произведенных расходов заявителем были представлены путевые листы, акты приема-передачи талонов на нефтепродукты, счета-фактуры, ведомости по расходам на ГСМ.
Приказом президента ОАО "СММ" от 31 декабря 2003 г. N 290 утвержден Порядок использования служебного транспорта, которым предусмотрено использование служебного транспорта только в служебных целях.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о документальной подтвержденности и производственной направленности понесенных обществом расходов на оплату ГСМ.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает на отсутствие информации о месте следования автомобиля в путевом листе, что, по его мнению, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ, поскольку не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.
Приведенному доводу налогового органа была дана надлежащая оценка, как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суды исходили из того, что налоговым органом не представлено доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что спорные расходы являются экономически необоснованными, а само по себе отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться достаточным основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований к иной оценке данных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Кроме того, форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, Минтрансом России в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер только для автотранспортных организаций.
Учитывая, что ОАО "СММ" не является автотранспортной организацией, следует признать, что путевые листы содержат достаточную информацию для контроля за расходами на ГСМ, а отсутствие в них информации о месте следования автомобиля не является основанием для признания расходов документально неподтвержденными.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2009 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2009 г. по делу N А40-45119/09-75-278 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Шуршалова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
|
С.И. Тетёркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта.
...
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований к иной оценке данных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Кроме того, форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, Минтрансом России в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер только для автотранспортных организаций."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2009 г. N КА-А40/13500-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника