Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки КС РФ стал вопрос о применении пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в сельских поселениях.

Оспариваемые нормы устанавливают право регионов определять виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их использования.

При этом муниципальное образование с учетом этих видов избирательных систем может само определять в своем уставе ту из них, которая применяется на его территории.

Как указал КС РФ сами по себе эти положения не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой они связывают возможность проведения выборов в сельских поселениях на основе пропорциональной избирательной системы с тем, какие для этого условия определены в региональном законе - в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Между тем данные положения неконституционны в той мере, в какой они не исключают возможности искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов, нарушения равенства избирательных прав граждан.

Такая вероятность создается в случае, когда пропорциональная избирательная система применяется (в т. ч. как элемент смешанной системы) на выборах в сельских поселениях с малочисленным населением и небольшим количеством депутатов.

Дело в том, что при проведении выборов с применением пропорциональной избирательной системы выдвигать списки кандидатов могут исключительно политические партии, формируемые на общефедеральном уровне.

Между тем участие в выработке решений представительных органов по вопросам местного значения в сельских поселениях только представителей федеральных политических партий являлось бы неоправданной централизацией через партийные структуры управления на местах. Такой подход противоречил бы сущности местного самоуправления.

В связи с этим федеральный законодатель в течение 6 мес. должен установить критерии, которые регионы будут обязаны учитывать при определении условий для применения пропорциональной избирательной системы (в т. ч. как элемента смешанной) на выборах в поселениях исходя из числа распределяемых мандатов.


Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана"




Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 20 июля 2011 г. N 156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 29 ст. 4557, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 5