Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 декабря 2009 г. N КА-А40/13981-09
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.,
судей Антоновой М.К. и Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Моргоевой Е.Р. доверенность N 09-86 от 14.04.2009 г., Лобовиковой Ю.В. доверенность N 09-104 от 27.05.2009 г.
от ответчика (заинтересованного лица) - Машовцевой А.В. доверенность N 05-09/13647 от 07.09.2009 г.,
рассмотрев 14 декабря 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Финансовая Лизинговая Компания" на решение от 30 июня 2009 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Чекмерёвым Г.С., на постановление от 12 октября 2009 года N 09АП-15813/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Кольцовой Н.Н., Крекотневым С.Н. и Кораблевой М.С., по делу N А40-11212/09-151-7 по иску (заявлению) ОАО "Финансовая Лизинговая Компания" о признании недействительным решения к ИФНС России N 20 по г. Москве, установил:
ОАО "Финансовая Лизинговая Компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решения ИФНС России N 20 по г. Москве от 17.09.2008 г. N 82 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2009 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой общества, в которой ставится вопрос об их отмене и признании решения налогового органа незаконным.
В обоснование своей позиции общество ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Исходя из ст.ст. 210, 616, 625 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 29.10.1998 г. N164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", разъяснений федеральных органов исполнительной власти и заключенных договоров финансовой аренды (лизинга), заявитель полагает, что в 2007 г. эксплуатанты воздушных судов являлись плательщиками транспортного налога.
Также общество ссылается на то, что в отношении пени на недоимку по транспортному налогу судами не учтены положения п.8 ст.75 НК РФ, в соответствии с которым пени не начисляются на сумму недоимки, образованную в результате выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога и по иным вопросам применения законодательства.
ИФНС России N 20 по г. Москве в отзыве на кассационную жалобу ссылается на то, что принятые по делу судебные акты являются законными, и просит кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель налогового органа возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Финансовая Лизинговая Компания" представила в ИФНС России N 20 по г. Москве уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу за 2007 г.
По результатам камеральной проверки ИФНС России N 20 по г. Москве 11.08.2008 г. составила Акт N 227 и 17.09.2008 г. вынесла Решение N 82 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу предложено уплатить доначисленный транспортный налог за 2007 г. в размере 15.845.000 руб. и начисленные пени в размере 1.256.872 руб. 93 коп.
Решением УФНС России от 21.10.2008 г. N 08-02/965, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
В рамках проверки налоговым органом установлено, что в спорный период общество владело на праве собственности воздушными судами, находящимися в эксплуатации у ряда авиакомпаний на основании договоров финансовой аренды (лизинга):
ТУ-214, регистрационный знак RA-64508, заводской номер 44305008 (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N5805);
ТУ-204-100, регистрационный знак RA-64011, серийный номер 1450741364011 (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N4859);
Ил-76ТД, заводской номер 0083485561 (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N1902);
Ил-76ТД, заводской номер 1013408269 (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N5634);
АН-140, заводской номер 05А001, бортовой номер RA-41250 (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N5916);
ТУ-214, регистрационный номер RA-64509 (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна N5976).
В связи с этим, налоговый орган указал, что общество в силу ст. 357 НК РФ признается плательщиком транспортного налога и обязано было исчислить и уплатить налог по вышеуказанным воздушным транспортным средствам.
Отказывая в признании недействительным решения в части доначисления транспортного налога, суды согласились с выводом налогового органа и признали заявителя плательщиком транспортного налога.
Данный вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектами налогообложения.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, самолеты, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как правильно установлено судами и подтверждается материалами дела, спорные самолеты ТУ-214, ТУ-204-100, Ил-76ТД, АН-140 принадлежат на праве собственности заявителю и находятся в эксплуатации у ООО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ООО "Авиастар-Ту", ООО "Авиакомпания "Аэростарз", ОАО "Авиакомпания "Якутия" и ОАО "Авиакомпания "ТРАНСАЭРО".
В свидетельствах о регистрации гражданского воздушного судна, выданных Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, указаны в качестве собственника заявитель, в качестве эксплуатантов названные авиакомпании.
Суды с учетом ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 33 Воздушного кодекса РФ правомерно указали, что налогоплательщиками в отношении воздушных судов признаются лица, обладающие на них вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения).
Выводы судов в этой части согласуются со сложившейся в Московском регионе правоприменительной практикой.
Кассационная жалоба не опровергает установленные судами обстоятельства.
При этом судом кассационной инстанции учитывается, что допущенная в ст. 357 НК РФ неточность юридико-технического характера, хотя и затрудняет уяснение действительного смысла данной нормы, однако не дает оснований для вывода о неопределенности налоговой нормы, отсутствии в ней четких стандартов, и, следовательно, несоответствии ее п.6 ст.3 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы в этой части являются позицией общества по данному спору, приводились им при рассмотрении дела в судебных инстанциях и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Иная оценка обществом установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Однако, судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения в части начисления пени за несвоевременную уплату транспортного налога, подлежат отмене по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 288 АПК РФ.
Оспариваемым решением на сумму выявленной в рамках проверки недоимки по транспортному налогу за 2007 г. в размере 15.845.000 руб. налоговым органом по правилам ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 1.256.872 руб. 93 коп.
Между тем, пеней в силу п. 1 ст. 75 НК РФ признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетентности, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Аналогичная норма содержится в п. 8 ст. 75 НК РФ, в соответствии с которой не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, общество не относило себя к плательщикам транспортного налога на основании разъяснений Министерства России по налогам и сборам, содержащихся в Методических рекомендациях по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177.
Данные рекомендации действовали и в спорный налоговый период.
Кроме того, Министерство финансов РФ также давало неоднократные разъяснения, в соответствии с которыми плательщиками транспортного налога на воздушные суда являются эксплуатанты (письма от 29.11.2004г. N 03-06-04-04/13, от 11.02.2005г. N 03-06-04-04/09 и от 30.03.2007 г. N 03-05-06-01/23).
Выполнение заявителем письменных разъяснений уполномоченных органов по спорному вопросу признано налоговым органом в оспариваемом решении в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, в связи с чем к налоговой ответственности общество не привлекалось.
Те же самые обстоятельства должны были быть учтены налоговым органом при вынесении решения в части начисления пени за несвоевременную уплату налога в соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ.
Заявитель при рассмотрении дела ссылался на наличие указанных обстоятельств, однако судами не применена норма права, подлежащая применению к спорным правоотношениям - п. 8 ст. 75 НК РФ.
При изложенных обстоятельствах, начисление налоговым органом пеней в размере 1.256.872 руб. 93 коп. на сумму недоимки по транспортному налогу за 2007 г. в размере 15.845.000 руб. является неправомерным, в связи с чем решение в этой части подлежит признанию недействительным.
Поскольку в данной части установления фактических обстоятельств по делу не требуется, суд кассационной инстанции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ выносит новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого решения в вышеуказанной части.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2009 г. и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2009 г. по делу N А40-11212/09-151-7 отменить в части отказа ОАО "Финансовая Лизинговая Компания" в удовлетворении требований о признании недействительным Решения ИФНС России N 20 по г. Москве от 17.09.2008 г. N 82 в части доначисления и предложения уплатить пени по транспортному налогу в размере 1.256.872 руб. 93 коп.
Признать недействительным Решение ИФНС России N 20 по г. Москве от 17.09.2008 г. N 82 в вышеуказанной части.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.В. Коротыгина |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетентности, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Аналогичная норма содержится в п. 8 ст. 75 НК РФ, в соответствии с которой не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, общество не относило себя к плательщикам транспортного налога на основании разъяснений Министерства России по налогам и сборам, содержащихся в Методических рекомендациях по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177.
Данные рекомендации действовали и в спорный налоговый период.
Кроме того, Министерство финансов РФ также давало неоднократные разъяснения, в соответствии с которыми плательщиками транспортного налога на воздушные суда являются эксплуатанты (письма от 29.11.2004г. N 03-06-04-04/13, от 11.02.2005г. N 03-06-04-04/09 и от 30.03.2007 г. N 03-05-06-01/23).
...
Те же самые обстоятельства должны были быть учтены налоговым органом при вынесении решения в части начисления пени за несвоевременную уплату налога в соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ.
Заявитель при рассмотрении дела ссылался на наличие указанных обстоятельств, однако судами не применена норма права, подлежащая применению к спорным правоотношениям - п. 8 ст. 75 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 декабря 2009 г. N КА-А40/13981-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника