В Ассоциацию российских банков обращаются многочисленные кредитные организации с вопросами, касающимися применения Рекомендаций по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее - Рекомендации), изданных в виде приложения к Письму Банка России от 28.11.2001 N 137-Т.
Как следует из этих обращений, серьезные сложности у кредитных организаций вызывает применение крайне нечетких формулировок при определении критериев операций клиентов банков, которые должны быть причислены к категории подозрительных на отмывание противоправных доходов. К числу таких формулировок можно, в частности, отнести следующие, упоминаемые в Приложении 3 к Рекомендациям:
1. "... излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции" - п.1.1. (В этой связи следует отметить, что клиенты, как правило, серьезно озабочены вопросами конфиденциальности хотя бы потому, что те или иные сведения могут составлять коммерческую тайну.)
2. "Операции клиента не имеют явного экономического смысла" - п.1.3. (Представляется, что любая оплаченная операция, особенно на сумму 600 000 руб. и более, несомненно, имеет экономический смысл.)
3. "Необоснованная поспешность в проведении операции" - п.1.4. (Известно, что практически все клиенты заинтересованы в быстроте банковских проводок, поскольку это увеличивает оборачиваемость капитала и соответственно рентабельность бизнеса.)
4. "Явное несоответствие операций, проводимых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций" - п.1.8. (Без дополнительных пояснений трудно понять, о какой рыночной практике идет речь.)
5. "... в течение небольшого периода времени" - п.1.10. (Совершенно не понятно, какой отрезок времени имеется в виду. День, неделя, месяц?)
6. "Отсутствие информации о клиенте ... в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам" - п.1.11. (Как правило, большинство структур малого и даже среднего бизнеса в официальных справочных изданиях не значатся. Адреса же они меняют довольно часто, не считая необходимым ставить об этом в известность кредитные организации.)
Этот перечень можно продолжить. Вызывает тревогу у кредитных организаций и то обстоятельство, что территориальные органы Банка России (например, в Уральском регионе) воспринимают Рекомендации как документ, обязательный к неукоснительному исполнению, и в этой связи под угрозой применения санкций оказывают на банки давление, понуждая их ни на шаг не отступать от положений этого документа.
С учетом изложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам, уважаемый Сергей Михайлович, с просьбой рассмотреть вопрос о доработке Рекомендаций с тем, чтобы сделать их четкими, ясными и пригодными к практическому применению. Просим также разъяснить территориальным управлениям ЦБ РФ неправомерность оказания на кредитные организации давления в связи с их различным подходом к выполнению Рекомендаций.
Президент АРБ |
Г.А.Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации Российских Банков от 24 сентября 2002 г. N А-02/5-466 "Относительно письма ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т"
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", октябрь 2002 г., N 44