Наше обращение обусловлено тем, что у ряда крупных российских банков возникают сомнения в законности проведения некоторыми малоизвестными банками валютно-обменных операций через обменные пункты.
Так, не является секретом, что существуют обменные пункты, курсы покупки валюты которых отличаются от курса ее продажи на одну-две копейки.
Формально такая практика отвечает п.1.16 Инструкции Банка России от 27.02.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" (далее - Инструкция N 27), в соответствии с которым курс покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс-курс обмена (конверсии) наличной иностранной валюты устанавливаются банками самостоятельно.
Однако известно, что открытие обменных пунктов связано с существенными затратами на их оборудование, подготовку и содержание персонала, с удержанием налога на покупку иностранных денежных знаков с физических лиц, уплатой этого налога самими кредитными организациями, соблюдением 15%-ного предела отклонения курса покупки наличной иностранной валюты от курса продажи, а также с выполнением иных действий, предусмотренных действующим законодательством, в том числе нормативными актами Банка России.
Для выполнения всех установленных требований банкам необходимо получать доход от сделок по купле-продаже наличной иностранной валюты, достаточный для обеспечения не только окупаемости вышеуказанных затрат, но и заинтересованности банка в предоставлении данных услуг. Поэтому установление банками настолько минимального отклонения курса покупки валюты от курса ее продажи является экономически неоправданным, и они либо работают с убытками, что явно противоречит цели деятельности кредитной организации (ст.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), либо проводят нелегальные обменные операции без проведения учета, предусмотренного Инструкцией N 27. Поэтому вряд ли случайно, что работники таких обменных пунктов, как правило, не требуют от физических лиц предоставления паспорта, а также не выдают справки, являющиеся бланками строгой отчетности ("Справка ф. N 0406007").
Подобная практика создает предпосылки для выведения значительных сумм наличных денежных средств из легального оборота, позволяет избежать уплаты налогов, "отмывать" незаконные доходы и т.п. Одновременно банкам, проводящим операции в строгом соответствии с действующим законодательством, сложно конкурировать с кредитными организациями, работающими в собственном "правовом поле".
В целях соблюдения равных конкурентных условий по проведению кредитными организациями операций по купле-продаже наличной иностранной валюты, а также в целях пресечения нарушений действующего валютного законодательства со стороны кредитных организаций, устанавливающих демпинговые курсы валют, по мнению Ассоциации российских банков, целесообразно активизировать деятельность территориальных органов Банка России по проверке законности проводимых этими кредитными организациями валютно-обменных операций.
Кроме того, сокращение и упрощение финансовой отчетности способствовало бы снижению себестоимости банковских услуг и повышению заинтересованности коммерческих банков в проведении валютно-обменных операций.
Также одним из возможных решений данной проблемы видится популяризация информации через СМИ о необходимости предъявления физическими лицами паспорта или иных документов, определенных Инструкцией N 27, при совершении сделок по купле-продаже наличной иностранной валюты, а также получения от банка справок, выписываемых на бланках строгой отчетности ("Справка ф. N 0406007").
На основании изложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам, уважаемый Сергей Михайлович, с просьбой рассмотреть вопрос о возможности реализации наших предложений, а также о принятии других предусмотренных действующим законодательством мер.
Президент АРБ |
Г.А.Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обращение Ассоциации Российских Банков от 12 сентября 2002 г. N А-02/5-436 "О необходимости усиления контроля за проведением валютно-обменных операций в обменных пунктах"
Текст обращения опубликован в газете "Бизнес и банки", октябрь 2002 г., N 44