Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 января 2010 г. N КГ-А40/14775-09 по делу N А40-80519/08-37-753
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2011 г. N КГ-А40/16580-10-П по делу N А40-80519/08-37-753
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.
судей: Завирюха Л.В., Тутубалиной Л.А..
при участии в заседании:
от истца Родина Е.В. - дов. б/н от 11.01.10, Донцова Т.И. - дов. б/н от 11.01.10
от ответчика Петлина Н.Б. - дов. N 01-06-08/179 от 31.12.09
рассмотрев 12 января 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на решение от 16 июня 2009 г. Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Терещенко Н.И. на постановление от 24 сентября 2009 г. N 09АП-14430/2009-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями: Трубицыным А.И., Валиевым В.Р., Разумовым И.В. по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" о взыскании убытков в размере 211 955 820 руб. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, установил:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - истец или предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 211 955 820 рублей убытков, образовавшихся за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 вследствие предоставления льготным категориям граждан, входящим в Федеральный регистр, права бесплатного проезда на транспорте общего пользования в городском сообщении. С учетом уменьшения исковых требований сумма иска составила 187 972 520 рублей.
Исковые требования заявлены на основании ст. 53 Конституции РФ, ст.ст. 8, 12, 15, 16, 125, 1064, 1060, 1071, 1082 ГК РФ и мотивированы обязанностью Российской Федерации возместить истцу понесенные им убытки.
Решением от 16 июня 2009 г. Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 24 сентября 2009 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен в заявленном размере.
Выводы судов обеих инстанций мотивированы тем, что денежные средства, выделенные в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе бюджету Свердловской области, не возместили расходы истца, возникшие в связи с оказанием услуг по предоставлению федеральным льготникам права бесплатного проезда на трамвайном транспорте на территории г. Екатеринбурга в период со второго по четвертый кварталы 2007 года. Суд сделал вывод о том, что некомпенсированные расходы истца на перевозку льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр, в размере 187 972 520 руб., являются убытками истца и подлежат возмещению Российской Федерацией в лице Минфина РФ за счет казны, поскольку оказание мер социальной поддержки граждан, включенных в федеральный регистр, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
На принятые судебные акты Российской Федерацией в лице Минфина РФ подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене как необоснованных и отказе в иске.
Заявитель указывает на то, что социальная защита и социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и суды не указали в своих судебных актах причины, по которым не применили положения ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ.
Заявитель ссылается также на неприменение судами нормативных правовых актов субъекта - Свердловской области, устанавливающих порядок возмещения расходов транспортным организациям. По мнению заявителя, суд не проверил также соответствие размера заявленных убытков размеру убытков, определяемому в соответствии с установленным в Свердловской области порядком.
В отзыве на кассационную жалобу истец возражает против доводов заявителя.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержала доводы кассационной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, иск заявлен о взыскании убытков, состоящих из выпадающих доходов истца в связи с предоставлением им в 2007 году льгот по перевозке льготной категории граждан, отнесенной к федеральному регистру получателей государственной социальной помощи, оказание мер социальной поддержки, которые относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод судов обеих инстанций о возмещении вышеназванных выпадающих доходов перевозчика за счет средств федерального бюджета не противоречит установленным судом обстоятельствам и основан на правильном толковании примененных норм права.
Между тем, вывод судов о правильности определения истцом размера подлежащих возмещению убытков, основанный на следующих показателях: количество выданных льготных проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, количество поездок льготника в календарный месяц согласно постановлению Госкомстата N 2 от 09.01.2007 (30 поездок в месяц на каждом виде транспорта), тариф на одну поездку, доля выполненной работы в общем объеме перевозок, сумма финансирования из бюджетов различных уровней, не может быть признан обоснованным и законным, поскольку сделан без учета нормативных актов, принятых субъектом Российской Федерации - Свердловской областью, устанавливающим иной порядок их определения.
Так, постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2006 г. N 1054-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году" установлено, что обеспечение в 2007 году бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутов на территории Свердловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится в ведению Российской Федерации, производится в порядке, установленном областным законодательством для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с "Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% стоимости проезда на территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением", утвержденному постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28.12.2004 г., действующим в спорный период (2007 г.), расчет и возмещение расходов транспортных организаций производится по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании.
Финансовый показатель определяется исходя из фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год и численности населения муниципального образования по данным органов государственной статистики.
Возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам в соответствии с требованиями законодательства, а также официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количества льготных категорий граждан по данным уполномоченных государственных органов.
Между тем, судами не применены названные нормативные правовые акты Свердловской области и не исследованы данные, необходимые для определения размера подлежащих возмещению расходов истца в соответствии с порядком, установленным субъектом Российской Федерации.
При изложенном, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными, а поэтому подлежат отмене на основании ст. 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле компетентного органа субъекта - Свердловской области, проверить обоснованность размера заявленных ко взысканию убытков в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на территории Свердловской области и с учетом установленного принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 16 июня 2009 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 24 сентября 2009 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-80519/08-37-753 - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
|
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции считает, что вывод судов обеих инстанций о возмещении вышеназванных выпадающих доходов перевозчика за счет средств федерального бюджета не противоречит установленным судом обстоятельствам и основан на правильном толковании примененных норм права.
Между тем, вывод судов о правильности определения истцом размера подлежащих возмещению убытков, основанный на следующих показателях: количество выданных льготных проездных билетов гражданам, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, количество поездок льготника в календарный месяц согласно постановлению Госкомстата N 2 от 09.01.2007 (30 поездок в месяц на каждом виде транспорта), тариф на одну поездку, доля выполненной работы в общем объеме перевозок, сумма финансирования из бюджетов различных уровней, не может быть признан обоснованным и законным, поскольку сделан без учета нормативных актов, принятых субъектом Российской Федерации - Свердловской областью, устанавливающим иной порядок их определения.
Так, постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2006 г. N 1054-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году" установлено, что обеспечение в 2007 году бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутов на территории Свердловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится в ведению Российской Федерации, производится в порядке, установленном областным законодательством для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с "Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% стоимости проезда на территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением", утвержденному постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28.12.2004 г., действующим в спорный период (2007 г.), расчет и возмещение расходов транспортных организаций производится по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании.
...
решение от 16 июня 2009 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 24 сентября 2009 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-80519/08-37-753 - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2010 г. N КГ-А40/14775-09 по делу N А40-80519/08-37-753
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13439/09
18.07.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17396/12
11.04.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80519/08
14.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13439/09
24.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19870/11
17.05.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80519/08
01.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1565/10
25.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1565/10
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1565/10
11.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1565/10
24.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1565/10
07.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13439/09
22.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19756/2010
17.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1565/10
04.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1565/10
19.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/14775-09
24.09.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14430/2009