Настоящая Директива представляет собой юридически обязательный нормативный акт в рамках иммиграционной политики и иммиграционного законодательства ЕС. Цель документа - воспрепятствовать притоку в Европейский Союз нелегальной рабочей силы из "третьих стран" (стран, не входящих в ЕС), которая, в частности, из-за ее большей дешевизны привлекается многими работодателями ЕС в ущерб занятости местных граждан.
С этой целью Директива в качестве основополагающего правила зафиксировала принцип запрета любого трудоустройства нелегальных иммигрантов (статья 3 "Запрет незаконной работы") и предусмотрела к его нарушителям (работодателям ЕС, в том числе подрядчикам и субподрядчикам) широкий комплекс "санкций и мер" профилактического (превентивного), восстановительного и карательного характера.
К этим "санкциям и мерам", в частности, относятся:
- обязанности работодателей удостоверяться в законности пребывания нанимаемых ими граждан третьих стран и информировать компетентные органы о трудоустройстве таких работников-мигрантов (статья 4 "Обязанности работодателей");
- штрафные санкции, размер которых зависит от количества принятых на работу нелегальных иммигрантов, плюс обязанность оплаты расходов по их возврату на родину (статья 5 "Финансовые санкции");
- лишение права на получение различных видов льгот, помощи и дотаций со стороны органов власти на всех уровнях, права участия в размещении государственных заказов (участия в процедуре заключения "публичных сделок" по терминологии права ЕС) и т.д. (статья 7 "Другие меры")*(1);
- обязанность государств-членов проводить на своей территории "эффективные и надлежащие инспекции" в целях выявления фактов трудоустройства нелегальных иммигрантов (статья 14 "Инспекции").
Умышленное нарушение запрета незаконной работы признается Директивой в качестве преступного деяния, признаки объективной стороны которого определены в отдельной статье документа (статья 9 "Уголовное преступление"). Виды и размер наказания для физических лиц за это преступление государства-члены определяют самостоятельно - при условии, что предусмотренные ими санкции являются эффективными, соразмерными и обладают предупредительным эффектом (статья 10 "Уголовно-правовые санкции").
В случае если указанное преступление совершено в пользу юридического лица его ответственным работником, то юридическое лицо признается самостоятельным субъектом ответственности. По усмотрению государств-членов ответственность юридических лиц может носить как административный, так и уголовный характер (статья 11 "Ответственность юридических лиц", статья 12 "Санкции к юридическим лицам" и пункт 25 преамбулы).
Предусматривая разнообразные "санкции и меры" к работодателям нелегальных иммигрантов, т.е., в сущности, к организаторам противоправного трудоустройства в ЕС, Директива не содержит предписаний об ответственности самих незаконных работников (этот вопрос регулируется национальным законодательством). С другой стороны, она вводит ряд положений, направленных на защиту интересов последних. Это, прежде всего, обязанность работодателей возместить им в полном объеме задолженность по заработной плате и произвести в их пользу другие платежи, как если бы они трудились на законных основаниях (статья 6 "Выплата задолженности работодателями"). Подобная обязанность остается в силе и в тех случаях, когда бывший незаконный работник-мигрант депортирован на родину (дополнительные расходы по пересылке денежных сумм также возлагаются на работодателя). Государства-члены, со своей стороны, должны создать эффективные механизмы подачи незаконными работниками-мигрантами жалоб против использующих их труд работодателей (статья 13 "Упрощение подачи жалоб").
По истечении предельного срока трансформации в национальное законодательство - 20 июля 2011 г. (статья 17 "Трансформация") - положения Директивы будут применяться на всей территории Европейского Союза, за исключением трех государств-членов (Великобритании, Дании и Ирландии), пользующихся, согласно учредительным документам ЕС, особыми изъятиями в правоохранительной сфере (см. пункты 38-39 преамбулы).
Положения Директивы также представляют значительный интерес для Российской Федерации, которая, как и государства-члены Европейского Союза, сталкивается с нарастающим потоком нелегальной трудовой миграции. В этой связи наше государство могло бы воспользоваться законодательными "наработками" ЕС в интересах защиты своих трудоспособных граждан от привлечения отечественными работодателями незаконных работников-мигрантов из разных стран ближнего и дальнего зарубежья.
к.ю.н. Четвериков А.О.
____________________________________________
*(1) Термин "меры" в статье 7 и других статьях настоящей Директивы используется в значении "меры ответственности", т.е., фактически, разновидности санкций (см. также пункт 18 преамбулы, где упомянутые "меры" прямо названы "санкциями").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.