Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2001 г. N 5-Г01-116
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 2 октября 2001 г. кассационные жалобы представителей Московской городской думы К.Д.Э. и Ф.П.А., а также представителя Мэра г. Москвы Р.О.В. на решение Московского городского суда от 6 августа 2001 г., которым признан Закон города Москвы "Об особенностях приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения" от 16 июня 1999 г. N 24-62 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Н.В.И., объяснения представителей Московской городской думы К.Д.Э. и М.О.В., объяснение представителя Мэра г. Москвы Р.О.В., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры России В.Т.А. полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, коллегия установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Закона города Москвы "Об особенностях приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения" от 16 июня 1999 г. N 24-62. Прокурор прокуратуры г. Москвы Г.О.Г. просил в судебном заседании признать этот закон города Москвы противоречащим федеральному законодательству в полном объеме, указывая на то, что Федеральный закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не содержит никаких особенностей приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах. Поэтому, установление таких особенностей в оспариваемом Законе противоречит федеральному законодательству.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационных жалобах представители Московской городской думы и Мэра г. Москвы просят отменить решение суда, считая, что оспариваемый Закон г. Москвы не противоречит федеральному законодательству и оснований для признания его недействующим у суда не имелось. Обсудив доводы кассационных жалобах, коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно Закону Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (ст. 1). Законодатель в настоящем Законе предусмотрел общий порядок приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. Никаких особенностей приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах этот Закон не содержит. Между тем, Закон города Москвы "Об особенностях приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения" устанавливает особенности приватизации квартир коммунального заселения в г. Москве.
Так, по части 2 п. 1 ст. 2 Закона города Москвы, не подлежат приватизации жилые помещения, в частности, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания. Однако, данное положение противоречит ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не предусматривающей такого исключения. Довод представителя Московской городской думы о том, что понятие "жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии", идентично понятию "жилые помещения, непригодные для проживания", суд отверг обоснованно, так как круг оснований для признания квартир непригодными для проживания значительно шире, чем основания к признанию жилых помещений аварийными. При этом вывод суда подтвержден анализом Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 и Положения о порядке признания жилых помещений (домов) аварийными в г. Москве, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 26 августа 1997 г. N 643.
В статье 4 Закона города Москвы предусмотрена необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на совершение сделок с приватизированными жилыми помещениями в квартирах коммунального заселения, если в них проживают не полностью дееспособные лица. Это положение противоречит Гражданскому кодексу РФ, так как в кодексе нет понятия "не полностью дееспособных лиц". В Гражданском кодексе РФ дано определение дееспособности граждан (ст. 21), дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26), дееспособности малолетних (ст. 28), недееспособных граждан (ст. 29) и предусмотрены основания к ограничению дееспособности гражданина (ст. 30). Вместе с тем, кодекс не содержит понятия "не полностью дееспособных лиц".
В статье 6 оспариваемого Закона города Москвы предусматривается, что сделки, в результате которых вселение граждан в жилые помещения в квартире коммунального заселения приводит к значительному ухудшению условий проживания собственников и (или) пользователей других жилых помещений данной квартиры, могут быть признаны судом недействительными по иску указанных лиц (ч 1 п. 3), и, что сделки с жилыми помещениями в квартирах коммунального заселения, приводящие к вселению в жилое помещение граждан, проживание которых в квартире коммунального заселения не допускается действующим законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску собственников и (или) пользователей других жилых помещений в данной квартире коммунального заселения (ч. 2 п. 3). Из содержания этой правовой нормы видно, что в ней установлены основания к признанию сделок недействительными, которых нет в параграфе 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 7 Закона города Москвы установлено право города реализовать преимущественное право покупки с целью расселения квартиры коммунального заселения в порядке, установленном законодательством города Москвы, при отказе собственников иных жилых помещений в квартире коммунального заселения от реализации преимущественного права покупки. Это установление противоречит части 1 п. 1 ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случаев продажи с публичных торгов. По смыслу этой правовой нормы, преимущественное право покупки возникает лишь у участников долевой собственности.
Довод представителя Московской городской думы о том, что данное положение статьи подразумевает возникновение у города права преимущественной покупки только в случае наличия у него доли в квартире коммунального заселения, судом отвергнут правильно. Буквальное толкование указанной статьи не дает возможности сделать такой однозначный вывод.
Как следует из содержания Закона города Москвы "Об особенностях приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения" от 16 июня 1999 г. N 24-62, его название и все его статьи взаимосвязаны друг с другом, поэтому суд обоснованно признал его не соответствующим федеральному законодательству в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 6 августа 2001 г. без изменения, кассационные жалобы представителей Московской городской думы К.Д.Э. и Ф.П.А., а также представителя Мэра г. Москвы Р.О.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2001 г. N 5-Г01-116
Текст определения официально опубликован не был