Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. N 5-Г01-49
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 27 апреля 2001 г. кассационные жалобы Б.Е.А., представляющего интересы заявителей, и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на решение Московского городского суда от 25 декабря 2000 г., которым признаны недействительными и не порождающими правовых последствий положения подпунктов 2.2.1, 2.2.3, 8.5 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96, в части, предусматривающей ограничение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания со дня его издания; в удовлетворении остальной части жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Н.В.И., объяснения Я.А.3., Б.Е.А., представляющего интересы заявителей, Г.Д.В., представляющего интересы Ф.П.Н., представителя Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Л.О.С., исследовав материалы дела, коллегия установила:
Ф.П.Н., Я.А.3., М.В.С., М.3.В., М.М.В., Г.А.А., К.Э.К., С.Г.Н., К.В.М., К.С.В. обратились в суд с заявлениями о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания положений глав 2 и 8 Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96 в части, предусматривающей обязательность наличия у гражданина России регистрации в городе Москве в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования; возможность выдачи гражданам России полисов обязательного медицинского страхования временного действия. Заявления обоснованы тем, что имеющиеся в московском законодательстве положения, ставящие получение полиса обязательного медицинского страхования в зависимость от наличия московской регистрации и предусматривающие временный полис обязательного медицинского страхования, лишает их права на получение медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационных жалобах Б.Е.А., представляющий интересы заявителей, и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования просят отменить решение суда. Представитель заявителей Б.Е.А. утверждает, что положения глав 2 и 8 указанных выше Правил в части, предусматривающей в качестве необходимого условия для получения в г. Москве гражданином России полиса обязательного медицинского страхования наличие у него регистрации в городе Москве и возможность выдачи гражданам России временных полисов обязательного медицинского страхования противоречат Закону РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Фонд обязательного медицинского страхования считает, что оспариваемые правовые нормы расширяют по сравнению с федеральным законодательствам права граждан в области обязательного медицинского страхования. Обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в требованиях заявителей.
Отказывая заявителям в требованиях, суд указал на то, что положения Правил о предъявлении подтверждающих регистрацию гражданина в г. Москве по месту пребывания или жительства документов для получения страхового полиса, а также о полисах временного действия не противоречат требованиям федерального законодательства.
Однако, с данным выводом согласиться нельзя. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (ст. 4 названного Закона РФ), в качестве которых выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий (ч. 2 ст. 2 указанного Закона РФ).
Согласно ст. 5 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
В силу приведенных правовых норм, обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан Российской Федерации. По инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41, в редакции постановления Правительства от 11 октября 1993 г. N 1018, страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией (п. 2). При изменении постоянного места жительства неработающие граждане, в отношении которых заключен договор обязательного медицинского страхования, возвращают полученный полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства (п. 7). Ни Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", ни другие федеральные нормативные акты не предусматривают регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса. Не предусматривают федеральные нормативные акты и выдачу гражданам полисов временного действия, в связи с отсутствием у них регистрации.
По смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В п. 3 названной выше инструкции предусмотрено, что в полисе указываются: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, место работы, социальное положение, адрес застрахованного, а также срок действия договора. Из этого положения суд сделал выводы о том, что наличие в оспариваемых пунктах Правил указания о предъявлении документов, подтверждающих регистрацию гражданина в г. Москве по месту жительства или по месту пребывания для получения страхового полиса, а также о том, что полисы по сроку действия могут быть временными, не противоречат требованиям федерального законодательства. Между тем, сделанные судом выводы не соответствуют содержанию приведенного пункта 3 инструкции. Из указаний в полисе на адрес застрахованного, а также срок действия договора, никоим образом нельзя сделать выводы о том, что регистрация граждан является необходимым условием для выдачи полиса, и, что полис может быть временным. Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Принятые в связи с этим Правительством Российской Федерации нормативные акты не предусматривают выдачу гражданам временного страхового медицинского полиса, из-за отсутствия у них регистрации.
При таких обстоятельствах нельзя признать решение суда в отказной части законным и обоснованным. Вместе с тем, решение суда в части признания недействительными положений подпунктов 2.2.1, 2.2.3, 8.5 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96, в части, предусматривающей ограничение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания со дня его издания, является законным. Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания определяется самим гражданином. Его установление государственным органом субъекта Российской Федерации, по смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия, определила:
отменить решение Московского городского суда от 25 декабря 2000 г. в части отказа в удовлетворении заявлений о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания отдельных положений глав 2 и 8 Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96, и направить дело в этой части на новое рассмотрение в тот же суд.
См. Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 25 июня 2001 г. N 3-275/2001
В остальной части решение Московского городского суда от 25 декабря 2000 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Б.Е.А., представляющего интересы заявителей, и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. N 5-Г01-49
Текст определения официально опубликован не был