Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 51-Г01-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 24 июля 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующим в части Закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О территориальном дорожном фонде Алтайского края" по кассационной жалобе Алтайского краевого Совета народных депутатов на решение Алтайского краевого суда от 22 мая 2001 г., которым:
абзацы 3 и 6 пункта 4 и пункт 8 статьи 1 Закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Алтайского края "О территориальном дорожном фонде Алтайского края" от 28.11.2000 г. N 71-ЗС признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу; редакция газеты "Алтайская правда" обязана опубликовать сообщение о состоявшемся решении по вступлении его в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Ю.Г., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В.Т.А., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Алтайским краевым Советом народных депутатов 28 ноября 2000 года принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Алтайского края "О территориальном дорожном фонде Алтайского края".
Абзацем 3 пункта 4 статьи 1 Закона подпункт 5 пункта 1 ст. 7 Закона Алтайского края "О территориальном дорожном фонде" изложен в новой редакции, предусматривающей возможность расходования средств территориального дорожного фонда на ремонт и реконструкцию отдельных улиц городов и райцентров, являющихся продолжением территориальных автомобильных дорог общего пользования.
Абзацем 6 пункта 4 статьи 1 Закона пункт 6 ст. 7 закона установлены в размере 5 процентов годовых поступлений средств по основным источникам формирования доходной части территориального дорожного фонда, затраты на ремонт и реконструкцию отдельных улиц городов и райцентров, являющихся продолжением территориальных автомобильных дорог общего пользования.
Закон Алтайского края "О территориальном дорожном фонде" также дополнен статьей 11-1, предусматривающей право администрации края определять порядок списания невозможной к взысканию недоимки по налогам, а также пени в территориальный дорожный фонд (пункт 8 статья 1).
Прокурор обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующими указанных положений закона края, ссылаясь на то, что они противоречат действующему федеральному законодательству.
Представитель Алтайского краевого Совета народных депутатов заявление не признал, пояснив, что в соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ налоги, поступающие в территориальный дорожный фонд средства, относятся к региональным налогам и сборам, в силу чего законодательный орган края вправе был предусмотреть порядок расходования этих налогов, а в соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст. 59 НК РФ администрации края правомерно предоставлено право определять порядок списания невозможной к взысканию недоимки по налогам, а также пени в территориальный дорожный фонд.
Алтайским краевым судом постановлено указанное решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Алтайский краевой Совет, считая, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к ее удовлетворению.
Согласно подпункта "м" ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемых в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, являются федеральными налогами. Согласно п. 5 данной статьи федеральные налоги (в том числе размеры их ставок) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородские автомобильные дороги и сооружения на них - пункт 6 этой же статьи), осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации и в дорожных фондах субъектов РФ (территориальные дорожные фонды).
Согласно п. 3 ст. 3 данного Закона федеральный налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется в территориальный дорожный фонд по ставке, установленной законодательными (представительными) органами субъектов Российской. Ставка данного вида налога устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 5 этого же Закона в размере 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 2,5 от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них являющиеся собственностью Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городами и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.
Суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормы областного закона противоречат федеральному законодательству, поскольку предусматривают нецелевое расходование средств дорожного фонда на содержание внутригородских дорог, не относящихся к дорогам общего пользования.
Предусматривая возможность использования средств территориального дорожного фонда на ремонт и реконструкцию отдельных улиц городов и райцентров, являющихся продолжением территориальных автомобильных дорог общего пользования, законодательный орган Алтайского края тем самым предусмотрел расходование средств территориального дорожного фонда на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования, чем нарушил нормы действующего федерального законодательства, в связи с чем абзац 3 и 6 пункта 4 ст. 1 Закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Алтайского края "О территориальном дорожном фонде Алтайского края" правомерно признан недействующими и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Правильно суд пришел к выводу и о том, что предоставление законодательным органом края администрации края утверждать порядок списания невозможной к взысканию недоимки по налогам, а также пени в территориальный дорожный фонд, противоречит федеральному законодательству, поскольку, как указано выше, в Законе "О дорожных фонда Российской Федерации" к ведению субъекта РФ отнесено только право повышать или понижать ставку налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемых в территориальные дорожные фонды.
Право субъекта РФ по установлению налоговых льгот по данному виду налога в Федеральном законе не предусмотрено.
Вывод суда основан на исследованных материалах дела, мотивирован, соответствует действующему законодательству и оснований к отмене решения не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. 306 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 22 мая 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алтайского краевого Совета народных депутатов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 51-Г01-15
Текст определения официально опубликован не был