Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2001 г. N 51-Г01-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в судебном заседании от 17 апреля 2001 года гражданское дело по заявлению и. о. прокурора Алтайского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Алтайского края N 62-ЗС от 13 октября 2000 года "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае" по кассационной жалобе Алтайского краевого Совета народных депутатов на решение Алтайского краевого суда от 8 февраля 2001 года, которым заявление и.о. прокурора края удовлетворено.
Заслушав доклад судьи А.Д.П., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В.Т.А. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
и.о. прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с указанным выше заявлением, в обоснование которого указал на несоответствие п. 2 ст. 1 Закона Алтайского края "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае" Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года.
Алтайский краевой суд вынес указанное выше решение, на которое председателем Алтайского краевого Совета народных депутатов принесена кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявления и.о. прокурора края и указывается на то, что порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается законами субъекта Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение Алтайского краевого суда подлежащим оставлению без изменения.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат (п. "л" ст. 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 ч. 2 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
П. 9 ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" установлен отбор кандидатов на должность судей на конкурсной основе.
В силу ст. 1 Федерального закона N 188-ФЗ от 17 декабря 1998 года "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Обжалуемым п. 2 ст. 1 Закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае" определено, что в том случае, если на одно вакантное место представляются два и более кандидата, на рассмотрение краевого Совета народных депутатов выносится кандидатура, получившая большинство голосов по итогам обсуждения на заседании комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению, т.е. заложенный в указанном выше Федеральном законе конкурсный принцип отбора кандидатов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, нарушен, поскольку на утверждение представительного органа государственной власти Алтайского края представляется только одна кандидатура, получившая по итогам обсуждения на заседании указанного комитета большинство голосов.
Указанным положением Закона Алтайского края отбор кандидатов на должность мирового судьи производит не представительный орган, а его комитет, что не соответствует приведенным положениям федеральных законов.
При таком положении суд в соответствии с приведенными положениями Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" пришел к правильному выводу о несоответствии обжалуемого положения Закона Алтайского края федеральному законодательству и удовлетворении заявления и.о. прокурора края о признании данного закона противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со времени вступления решения в законную силу.
Изложенные в жалобе доводы были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 304, п. 1 ст. 305, ст. 311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 8 февраля 2001 года оставить без изменения, кассационную жалобу председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2001 г. N 51-Г01-8
Текст определения официально опубликован не был