Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2001 г. N 53-Г01-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 16 октября 2001 г. гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пп. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 1, ст. 2 Закона Красноярского края N 13-1142 от 08.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края N 10-298 от 28.06.96 г. "О местном референдуме" по кассационным жалобам Законодательного Собрания и Администрации Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 10 августа 2001 г., которым признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу пп. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 1, ст. 2 Закона Красноярского края N 13-1142 от 08.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края N 10-298 от 28.06.96 г. "О местном референдуме".
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в газете "Красноярский рабочий".
Заслушав доклад судьи К.Ю.Г., выслушав заключение прокуроре Генеральной прокуратуры РФ Л.И.Б., полагавшей доводы жалобы необоснованными, Судебная коллегия установила:
и.о. прокурора Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пп. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 1, ст. 2 Закона Красноярского края N 13-1142 от 08.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края N 10-298 от 28.06.96 г. "О местном референдуме".
Свои требования мотивировал тем, что оспариваемые положения Закона края противоречат ст. 16 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст.ст. 6, 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представители Законодательного Собрания и администрации Красноярского края возражали против заявления прокурора, полагая, что краевой закон не противоречит федеральному законодательству.
Красноярским краевым судом постановлено указанное решение, об отмене которого в кассационных жалобах просят Законодательное Собрание и администрация Красноярского края, указывая, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к их удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые положения краевого закона противоречат федеральному законодательству.
Так. Согласно ст. 22 пп. 1, 2, 6 Федерального закона от 28.08.95 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22.04.96 г., 26.11.96 г., 17.03.97 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 16 ч. 3 Федерального закона от 19.09.97 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 30.03.99 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" местный референдум назначается органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования,
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 2 Федерального закона - это представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.
Законодательным Собранием Красноярского края от 08.02.2001 г. принят Закон края N 13-1142 "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края N 10-298 от 28.06.96 г. "О местном референдуме".
Пунктом 1 статьи 1 данного Закона края установлена новая редакция п. 3 ст. 5 Закона края "О местном референдуме", согласно которой в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления и если глава муниципального образования не избран, подписи для назначения местного референдума представляются в представительный орган того муниципального образования, в границах территории которого располагается муниципальное образование.
Пунктом 2 ст. 1 оспариваемого Закона установлена новая редакция ст. 6 п. 1 Закона края "О местном референдуме", согласно которой местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления, а в случае его отсутствия - уполномоченными органами, указанными в п. 3 ст. 5 настоящего Закона.
Таким образом, пунктами 1 и 2 ст. 1 оспариваемого Закона предусмотрена возможность назначения местного референдума представительным органом другого муниципального образования, в границах которого располагается муниципальное образование, что противоречит п. 3 ст. 16 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым установлено, что местный референдум назначается органом местного самоуправления - представительными органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления, избираемыми непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление. Это самостоятельная деятельность населения соответствующего муниципального образования.
Поскольку пункты 4, 5, 6, 7, 8, 9 статьи 1 оспариваемого Закона края производны от пунктов 1 и 2 ст. 1 этого же Закона, то они противоречат, как правильно указал суд, вышеуказанному федеральному законодательству.
Несостоятельны доводы Законодательного Собрания края и Администрации края о том, что отсутствуют противоречия между оспариваемым Законом края и федеральным законодательством, так как краевой законодатель, воспользовавшись своим конституционным правом, уточнил порядок проведения местного референдума в условиях отсутствия органов местного самоуправления, т.к. наделив правом назначения местного референдума представительный орган другого муниципального образования, в границах территории которого располагается муниципальное образование, краевой законодатель ограничил самостоятельную деятельность населения соответствующего муниципального образования по реализации права на осуществление местного самоуправления.
В кассационных жалобах в обоснование отмены решения суда по существу приводятся те же доводы о неправильном применении судом норм материального права, которые исследовались судом и получили правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РСФСР.
Нарушение норм процессуального и материального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в жалобах, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 305, 307, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 10 августа 2001 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Законодательного Собрания и администрации Красноярского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2001 г. N 53-Г01-21
Текст определения официально опубликован не был