Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 55-Г01-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 3 июля 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании части 1 статьи 6 (в части) и части 1 статьи 5 (в части) Закона Республики Хакасия от 14 февраля 1996 г. N 54 "Об архивном фонде Республики Хакасия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению по кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 4 апреля 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П., заключение прокурора Г.М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
частью 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия "Об архивном фонде Республики Хакасия и архивах" от 14 февраля 1996 г. N 54 предусмотрено, что государственную часть Архивного фонда Республики Хакасия составляют находящиеся на ее территории архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, собственностью Республики Хакасия и муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 5 этого же Закона, в состав Архивного фонда Республики Хакасия входят находящиеся на территории Республики Хакасия архивные фонды и архивные документы, независимо от источников образования, вида носителя, места хранения и формы собственности.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании части 1 статьи 6 (в части) и части 1 статьи 5 (в части) Закона Республики Хакасия "Об архивном фонде Республики Хакасия и архивах" от 14 февраля 1996 г. N 54 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
В обоснование своих требований он сослался на то, что положением части 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия "Об архивном фонде Республики Хакасия и архивах" в государственную часть архивного фонда Республики Хакасия включены находящиеся на территории Республики Хакасия архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью. Тогда как архивные фонды и документы, являющиеся федеральной собственностью, являются составной частью государственного архивного фонда Российской Федерации.
Норма части 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия "Об архивном фонде Республики Хакасия и архивах" фактически включает в состав архивного фонда Республики Хакасия архивные фонды и архивные документы, находящиеся в федеральной государственной собственности.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 4 апреля 2001 г. заявление прокурора удовлетворено.
Суд признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению:
положение части 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 14 февраля 1996 г. N 54 "Об архивном фонде Республики Хакасия и архивах" в части отнесения федеральной собственности к Государственной части Архивного фонда Республики Хакасия,
положение части 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 14 февраля 1996 г. N 54 "Об архивном фонде Республики Хакасия и архивах" в части вхождения в состав Архивного фонда Республики Хакасия находящихся на территории республики Хакасия архивных фондов и архивных документов независимо от формы собственности.
В кассационной жалобе, поданной Верховным Советом Республики Хакасия, поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права и постановил незаконное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые прокурором нормы части 1 статьи 6 в части отнесения федеральной собственности к государственной части архивного фонда республики Хакасия, и части 1 статьи 5 в части вхождения в состав архивного фонда Республики Хакасия, находящихся на территории Республики Хакасия архивных фондов и архивных документов, независимо от формы собственности, Закона Республики Хакасия "Об архивном фонде Республики Хакасия и архивах" противоречат федеральному законодательству.
Этот вывод в решении подробно мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания данного вывода неправильным не установлено.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах", законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, касающиеся вопросов, связанных с Архивным фондом Российской Федерации и архивами, должны соответствовать данным Основам. В случае расхождений между данными Основами и указанными актами действуют нормы настоящих Основ.
Статья 4 Основ предусматривает полномочия Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам архивного дела. В силу пункта "б" части первой данной статьи, к исключительному ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти относятся: хранение, комплектование, учет и использование архивных фондов и архивных документов федеральных государственных архивов и центров хранения документации, а также архивных фондов и архивных документов, образовавшихся и образующихся в деятельности федеральных органов государственно власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности.
Согласно части второй, этой же статьи Основ, к совместному ведению Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации относятся:
а) хранение комплектование, учет и использование архивных фондов и архивных документов, находящихся на территориях республик в составе Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, за исключением указанных в пункте "б" части первой настоящей статьи;
б) решение вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы, находящиеся на территориях республик в составе Российской Федерации и являющиеся федеральной собственностью, за исключением указанных в пункте "б" части первой настоящей статьи.
Положение об архивном фонде Российской Федерации, в редакции Указов Президента от 1 апреля 1996 г. N 460 и от 1 декабря 1998 г. N 1447 в пункте 3 предусматривает постоянное хранение документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации - архивных фондов и архивных документов, отнесенных к государственной собственности субъектов Российской Федерации, учреждений, организаций и предприятий, находящихся на их территориях и отнесенных к федеральной собственности, не только центральными государственными архивами, государственными архивами и центрами хранения документации республик, на что ссылается представитель Верховного Совета Республики Хакасия, но и федеральными государственными архивами, центрами хранения документации и их филиалами - архивных фондов и архивных документов федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, других банков, учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности.
Дав анализ названным нормам Основ законодательства Российской Федерации "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах", "Положению об архивном фонде Российской Федерации" суд обоснованно отверг доводы представителя Верховного Совета Республики Хакасия о том, что в состав государственной части Архивного фонда Республики Хакасия могут быть включены архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся на территории Республики Хакасия не сообразуются с вышеприведенными нормами федерального законодательства и содержанием текста оспариваемой нормы и пришел к правильному выводу, что оспариваемое положение Закона Республики Хакасия, которое включает в состав Архивного фонда Республики Хакасия архивные фонды и архивные документы, являющиеся и федеральной государственной собственностью противоречит федеральному законодательству и обоснованно удовлетворил заявление прокурора.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что оспариваемые прокурором положения Закона Республики Хакасия приняты Верховным Советом Республики Хакасия в пределах полномочий предоставленных ему законом и соответствует федеральному законодательству, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, приведенным в решении отвергнуты как не основанные на законе.
С учетом изложенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 4 апреля 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Верховного Совета Республики Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 55-Г01-6
Текст определения официально опубликован не был