Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2001 г. N 56-Г01-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 3 августа 2001 г. гражданское дело по кассационной жалобе Дальневосточного регионального фонда "Народная инициатива" на решение Приморского краевого суда от 8 июня 2001 г. по заявлению Дальневосточного регионального фонда "Народная инициатива" о признании недействующей части 2 ст. 3 Закона Приморского края "О порядке регистрации Уставов муниципальных образований в Приморском крае" в редакции Закона N 57-КЗ от 3 августа 1999 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 57-КЗ от 3 августа 1999 г." имеется в виду "N 124-КЗ от 11 января 2001 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Дальневосточный региональный фонд "Народная инициатива" обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Приморского края от 3 августа 1999 г. N 57-КЗ "О внесении дополнений в Закон Приморского края "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Приморском крае".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Приморского края от 4 ноября 1995 г. N 21-КЗ "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Приморском крае" в редакции Закона Приморского края от 11 января 2001 г. N 124-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Приморском крае"
В обоснование своего требования заявитель указал, что оспариваемой нормой право заверять устав муниципального образования для направления на регистрацию предоставлено председателю представительного органа местного самоуправления. Это, по мнению заявителя, противоречит положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми предусмотрено право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления и установлено, что наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, также как наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Оспариваемой нормой незаконно учреждена должность председателя представительного органа. Кроме того, закон подписан неуполномоченным лицом - председателем Думы Приморского края.
Решением Приморского краевого суда от 8 июня 2001 г. в удовлетворении заявления ДВ РФ "Народная инициатива" отказано.
В кассационной жалобе ДВ РФ "Народная инициатива" ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд правильно исходил из того, что оспариваемый Закон принят Думой Приморского края в пределах своих полномочий, подписан уполномоченным на то лицом, а оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, не нарушает принципы самостоятельности местного самоуправления, а регулирует лишь порядок регистрации уставов, предусматривая под термином "председатель представительного органа" лицо, возглавляющее орган местного самоуправления (термин в данном случае носит обобщающий характер).
В подтверждение своего вывода суд обоснованно сослался на ст. 55 Устава Приморского края, согласно которой в случае, если закон не подписан губернатором в установленный срок, он подписывается председателем Думы Приморского края, а также п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, суд правильно указал в решении, что в силу ст. 1 Закона Приморского края "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Приморском крае", определяющей предмет регулирования этого краевого закона, оспариваемым законом не регулируются вопросы организации местного самоуправления и не учреждаются должности местного самоуправления, не регулируется им и порядок разработки и принятия уставов муниципальных образований, а также вопросы взаимоотношений органов местного самоуправления на этих стадиях.
Обоснованно также суд исходил из того, что предусмотренное ст. 3 оспариваемого Закона полномочие по заверению Устава возникает лишь в случае неисполнения этой обязанности другими лицами и не ущемляет прав населения муниципального образования на самоуправление.
Доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства и получили правильную правовую оценку в решении суда, в связи с чем не могут повлечь его отмены.
Судебная коллегия исходит также из того, что ДВ РФ "Народная инициатива" по существу обратился в суд в защиту интересов фонда (что видно из содержания заявления). Однако, имеющиеся в материалах дела данные об уставных целях фонда, свидетельствуют о том, что прав фонда оспариваемый Закон непосредственно не затрагивает (л.д. 11).
Права же на обращение в суд с заявлением в защиту неопределенного крага лиц Федеральным законом "Об общественных объединениях" фонду не предоставлено.
Руководствуясь ст.ст. 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 8 июня 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Дальневосточного регионального фонда "Народная инициатива" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2001 г. N 56-Г01-16
Текст определения официально опубликован не был