Письмо Ассоциации российских банков от 7 июля 2003 г. N А-02/5-703
Специалисты Ассоциации российских банков и кредитных организаций внимательно изучили проект новой редакции Инструкции Банка России "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями" (далее - Проект) и готова сообщить следующее.
Проект несомненно расширяет возможности банков при осуществлении ставших за последнее время весьма актуальными операций доверительного управления.
Тем не менее, по отдельным положениям Проекта Ассоциация российских банков имеются замечания и предложения (Заключение прилагается).
Ассоциация российских банков выражает надежду на то, что предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Проекта, а также уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве Банка России и Ассоциации российских банков по вопросам совершенствования правового регулирования банковской деятельности.
Президент АРБ |
Г.А.Тосунян |
Заключение Ассоциации Российских Банков по проекту новой редакции Инструкции Банка России "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями"
1. Существенным нововведением Проекта новой редакции Инструкции Банка России "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями" (далее - Проект) является отмена запрета на осуществление кредитными организациями - доверительными управляющими сделок по получению и выдаче кредитов в рамках исполнения обязательств по договору доверительного управления.
Представляется не вполне корректным использовать для определения полномочий кредитных организаций - доверительных управляющих по привлечению кредитов, необходимых для исполнения обязательств по договору доверительного управления, и отграничения таких кредитов от других кредитных сделок банков, термин "кредиты (займы), подлежащие возврату за счет средств, находящихся в доверительном управлении" (пункт 3.8 Проекта).
Целесообразным, на наш взгляд, было бы определять такие кредиты (займы) как получаемые кредитной организацией - доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления, для идентификации используя в необходимых случаях реквизиты соответствующих общих фондов банковского управления (далее - ОФБУ) или индивидуальных договоров доверительного управления.
Кроме того, считаем, что в Проекте следует устранить неопределенность при использовании термина ОФБУ, которая привела к смешению понятий объекта и субъекта доверительного управления (пункты 2.5 и 7 Проекта).
Одновременно полагаем необходимым скорректировать имеющееся нарушение нумерации пунктов Проекта, изложенных вслед за пунктом 3.4.
2. Согласно пункту 3.8 Проекта, "совокупный объем задолженности, подлежащей погашению за счет имущества, находящегося в доверительном управлении, по всем кредитным договорам (договорам займа) не должен превышать 10% стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении".
Соблюдение этих условий может быть сопряжено, на наш взгляд, с некоторыми затруднениями при расчете соответствующих сумм. Устранить возможные разночтения и упростить расчеты, связанные с данным требованием Проекта, позволит указание даты расчета. По нашему мнению, совокупный объем названной задолженности целесообразно определять на дату получения кредита (займа).
3. Следует устранить не отвечающее потребностям эффективного доверительного управления имуществом ограничение срока (не более шести месяцев) привлечения заемных средств по кредиту (займу), получаемому кредитной организацией - доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления (пункт 3.8 Проекта). Ограничения по сроку кредитования должны определяться лишь условиями договора доверительного управления.
4. В соответствии с пунктом 4.4. Проекта для проведения кредитными организациями - доверительными управляющими расчетов по доверительному управлению открывается отдельный лицевой счет балансового счета N 40701 "Финансовые организации".
При этом для проведения расчетов в иностранной валюте указанный счет открывается кредитными организациями - доверительными управляющими, в частности, в высоконадежных банках-нерезидентах (пункт 4.4.2 Проекта), что не вполне корректно, поскольку банки-нерезиденты не ведут учет по плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.
5. В пункте 4.4.1 Проекта представляется целесообразным дополнительно указать (аналогично тому, как это предусмотрено пунктом 4.4.2 Проекта в отношении счетов для расчетов в иностранной валюте), что кредитные организации - доверительные управляющие могут открывать счет N 40701 для расчетов в рублях в нескольких банках.
6. Пунктом 4.4.3 Проекта для проведения безналичных расчетов кредитной организацией - доверительным управляющим с учредителями управления (выгодоприобретателями) предусматриваются различные основания открытия счетов учредителей управления (выгодоприобретателей): для физических лиц, не являющихся предпринимателями без образования юридического лица - договор банковского вклада, для юридических лиц - договор банковского счета.
Учитывая предусмотренный Положением Банка России от 01.04.2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 июля 2003 г., порядок открытия физическому лицу текущего счета в банке на основании договора банковского счета, представляется логичным не проводить в Проекте дифференциацию между физическими и юридическими лицами по основаниям открытия счетов, указав в пункте 4.4.3 Проекта, что расчеты по доверительному управлению осуществляются со (на) счетов (счета) учредителя управления (выгодоприобретателя), открытых (открытые) на основании договора банковского счета.
7. В пункте 4.6 Проекта предусматривается, что учет объектов имущества, переданных в управление, осуществляется учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. Учитывая, что дата вступления договора в силу и дата передачи объектов имущества в доверительное управление могут не совпадать, представляется целесообразным данную формулировку пункта 4.6 Проекта изменить в части определения даты, указав, что учет объектов имущества осуществляется по стоимости, по которой они числятся в учете учредителя на дату передачи объектов имущества в доверительное управление.
8. В соответствии с пунктом 7.14 Проекта ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов.
Наряду с новым, по сравнению с прежней редакцией Инструкции (пункт 6.14), исключением из данного правила, касающимся ценных бумаг, принятых в доверительное управление от учредителя управления, следует, на наш взгляд, восстановить в Проекте и дополнить имевшееся в прежней редакции положение о нераспространении 15-процентного ограничения на государственные и муниципальные ценные бумаги.
9. В связи с вышеназванными требованиями пункта 7.14. необходимо уточнить в Проекте возможные последствия превышения стоимости приобретенных доверительным управляющим ценных бумаг установленного 15-процентного лимита вложений, например, в случае снижения стоимости активов ОФБУ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду п. 6.14 Инструкции
10. Поскольку бухгалтерский учет операций доверительного управления определяется в Положении Банка России от 05.12.02 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 205-П) полагаем, что необходимо привести в соответствие указанный документ с Проектом поскольку характеристика счетов доверительного управления, приведенная в Положении N 205-П, не отражает в полной мере новеллы, включенные в текст Проекта.
В частности, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- корреспонденцию счетов при отражении операций по доверительному управлению;
- депозитарный учет ценных бумаг, переданных кредитной организацией в доверительное управление;
- порядок учета производных финансовых инструментов, принятых в доверительное управление, с указанием счетов, на которых должны отражаться операции с ними;
- учет кредитных операций и начисленных процентов по кредитным требованиям.
Кроме того хотелось бы обратить внимание на пункт п. 4.4.3 Проекта, где указывается, что закрытие счета доверительного управляющего N 40701 производится только после завершения всех расчетов с учредителями управления. Представляется разумным уточнить редакцию этого пункта, т.к. она предполагает закрытие счета N 40701 только при прекращении действия всех договоров доверительного управления. Поскольку кредитная организация имеет право открывать счета N 40701 в нескольких банках, после закрытия счета в одном банке расчеты с учредителями могут продолжаться по счетам, открытым в других банках. В этом случае представляется целесообразным предусмотреть в Проекте порядок закрытия счета N 40701 в отдельном банке, через который доверительный управляющий предполагает больше не производить расчеты.
11. В Проекте не в полной мере раскрыт вопрос ограничения рисков как кредитных организаций - доверительных управляющих, так и учредителей управления.
Вместе с тем в действующих нормативных актах отсутствует порядок определения расчетной базы резервов и состава факторов, на основании которых формируется мотивированное суждение об уровне риска по операциям доверительного управления.
Поэтому для пользователей Проекта должен быть установлен четкий порядок формирования резервов. Полагаем необходимым указать в Проекте, какими нормативными актами Банка России устанавливается данный порядок, и в каких суммах следует создавать резервы. При этом целесообразно учесть новации проекта Положения Банка России "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по кредитным требованиям".
12. В пояснительной записке к Проекту предлагается проработать вопрос о предъявлении к кредитным организациям - доверительным управляющим требования о покрытии капиталом рисков, связанных с доверительным управлением, через их включение в знаменатель достаточности капитала. Вместе с тем, в случае создания резерва по операциям доверительного управления он, очевидно, уже будет уменьшать норматив достаточности капитала. Таким образом, банк будет уменьшать показатель достаточности капитала дважды - включением риска в его знаменатель и созданием резерва.
Представляется целесообразным ограничиться только расчетом рисков, включаемых в знаменатель Н1.
Начальник |
Л.А.Митяшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 7 июля 2003 г. N А-02/5-703
Текст письма официально опубликован не был