Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N ВАС-11923/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Андреева Е.И., судей Чистякова А.И., Юхнея М.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20.08.2009 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2009 по делу N А45-9398/2008-46/266 Арбитражного суда Новосибирской области, установила:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (ранее Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) от 04.06.2008 и предписания от 04.06.2008 N 14 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.10.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 21.05.2009 решение суда первой инстанции и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда отменил, заявленное требование удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции антимонопольный орган ссылается на неправильное применение судом законодательства, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление антимонопольного органа и представленные документы, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Антимонопольный орган, рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (далее - управление, ТУ ФАУГИ по Новосибирской области) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установил, что при заключении договоров аренды нежилых помещений на арендаторов возлагается обязанность производить за счет собственных средств ежегодную оценку объекта аренды, страховать арендованное имущество на согласованных с управлением условиях у конкретных страховщиков.
В результате исследования условий договоров аренды и договоров страхования антимонопольный орган пришел к выводу о том, что управление ограничивает права иных лиц, кроме ООО "Сибирский Центр Экономического Анализа" и ЗАО "Страховое дело Сибири", в осуществлении деятельности по оценке и страхованию при заключении договоров аренды федерального имущества. Проведение ежегодной оценки арендуемого федерального недвижимого имущества за счет средств арендаторов может привести к ограничению конкуренции на товарных рынках, где действуют эти арендаторы, поскольку расходы на ежегодную оценку такого арендованного имущества негативно отражаются на их финансовом состоянии и приводят к уменьшению их конкурентоспособности по сравнению с хозяйствующими субъектами, работающими на том же товарном рынке, но арендующими имущество у других собственников и не несущими расходов на проведение оценки объекта аренды.
Антимонопольный орган решением от 04.06.2008 признал нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия управления, выразившиеся в обязывании хозяйствующих субъектов - арендаторов федерального недвижимого имущества производить за счет своих средств оценку объекта аренды и определение рыночной величины годовой арендной платы, а также в понуждении страховать арендуемое имущество в ЗАО "Страховое дело Сибири".
Предписанием от 04.06.2008 антимонопольный орган обязал управление исключить из Положения о порядке сдачи в аренду государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного распоряжением управления от 27.10.2006 N 1154-р (далее - Положение), пункт 5.5, который позволяет при аренде государственного имущества возложить на арендатора обязанность за счет собственных средств производить оценку рыночной стоимости арендной платы объекта, сдаваемого в аренду; исключить из распоряжения от 04.06.2008 N 691-р "О внесении изменений в Положение о порядке сдачи в аренду государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного распоряжением ТУ ФАУГИ по Новосибирской области от 27.10.2006 N 1154-р" пункт 2, которым упомянутый выше пункт 5.5 изложен в новой редакции; не ограничивать при сдаче в аренду федерального имущества для арендаторов перечень страховщиков, которые могут застраховать сдаваемое в аренду имущество.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из того, что оспариваемые решение и предписание приняты антимонопольным органом в пределах представленных законодательством полномочий.
При этом суды указали, что Закон о защите конкуренции не ограничивает полномочие антимонопольного органа по проверке актов государственных органов на соответствие их антимонопольному законодательству и вынесению по результатам проверки решения и предписания.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что управление, устанавливая для арендаторов федерального имущества закрытый перечень организаций, в которых следует осуществлять страхование и оценку объектов аренды и определение рыночной стоимости годовой арендной платы, ограничивает конкуренцию на рынке страховых услуг и услуг по оценке объектов аренды, определению рыночной стоимости годовой арендной платы; федеральным законодательством не предусмотрена обязанность арендаторов за счет собственных средств проводить оценку рыночной стоимости арендной платы объекта федеральной собственности, сдаваемого в аренду.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты и удовлетворяя заявление, сослался на то, что антимонопольным органом рассмотрен вопрос о соответствии действующему законодательству Положения, которое является нормативным правовым актом. Оспариваемые решение и предписание приняты в отношении нормативного правового акта, что выходит за пределы полномочий, представленных антимонопольному органу Законом о защите конкуренции.
Между тем, судом кассационной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерация от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Антимонопольным органом осуществлена проверка Положения о порядке сдачи в аренду государственного имущества и действий управления на предмет соответствия их требованиям Закона о защите конкуренции и вынесено предписание о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства посредством исключения из Положения и распоряжения от 27.10.2006 N 1154-р пунктов, противоречащих Закону.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе, в частности, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, антимонопольный орган, установив, что нормативный правовой или ненормативный акт органа исполнительной власти нарушает положения Закона о защите конкуренции и, исходя из существа конкретного выявленного им нарушения, вправе на основании подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдать предписание об отмене или изменении этого акта либо на основании подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 23 названного Закона обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействующим или недействительным полностью или частично.
Термин "акт" используется в данной статье Закона о защите конкуренции в качестве общего понятия, включающего как нормативные правовые, так и ненормативные акты органов федеральной исполнительной власти и их должностных лиц.
В этой связи вывод суда кассационной инстанции о превышении антимонопольным органом полномочий нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 5.5 Положения с учетом изменений внесенных распоряжениями управления от 01.06.2007 N 690-р и от 04.06.2008 N 691-р "при аренде государственного имущества арендатор может добровольно принять на себя обязательство за счет собственных средств произвести оценку рыночной стоимости арендной платы объекта, сдаваемого в аренду".
В соответствии с пунктом 4.1 Положения для рассмотрения вопроса о сдаче в аренду федерального имущества в управление помимо прочих документов необходимо представить отчет об определении рыночной стоимости годовой арендной платы объекта, сдаваемого в аренду.
Тем самым, проведение арендатором за счет собственных средств оценки рыночной стоимости арендной платы объекта, сдаваемого в аренду, по существу является обязательным.
Между тем, из положений статей 8 и 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что оценка стоимости объектов, принадлежащих публично-правовым образованиям и подлежащих передаче в аренду, является обязательной, а договор на ее проведение заключается от имени заказчика лицом, уполномоченным публично-правовым образованием на совершение сделок с этими объектами.
Арендодателем федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия выступает данное унитарное предприятие, а в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, либо составляющих государственную казну Российской Федерации - орган по управлению государственным имуществом.
При этом именно арендодатель устанавливает стартовый (начальный) размер арендной платы в случае заключения договора аренды на торгах, или рекомендуемый размер годовой арендной платы в случае предоставления имущества в аренду без проведения торгов на основании данных отчета рыночной стоимости передаваемого в аренду имущества.
Следовательно, непосредственно арендодатель федерального имущества обязан провести оценку рыночной стоимости объекта аренды и возложение данной обязанности на арендатора нельзя признать правомерным.
Таким образом, условия Положения, допускающие проведение оценки стоимости передаваемого в аренду федерального имущества арендатором за счет своих средств, не соответствуют действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что управление установило закрытый перечень организаций, которые могут страховать сдаваемое в аренду имущество, без должных на то оснований.
В связи с этим вывод антимонопольного органа о несоблюдении управлением законодательства в этой части и содержащееся в предписании требование не ограничивать перечень страховщиков, которые могут застраховать сдаваемое в аренду имущество, являются обоснованными.
Коллегия судей полагает, что постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2009 по делу N А45-9398/2008-46/266 Арбитражного суда Новосибирской области подлежит пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей определила:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А45-9398/2008-46/266 Арбитражного суда Новосибирской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2009.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 28 декабря 2009 г.
Председательствующий судья |
Е.И. Андреев |
Судья |
А.И. Чистяков |
|
М.Ф. Юхней |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N ВАС-11923/09
Текст определения размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)
Номер дела в первой инстанции: А45-9398/2008-46/266
Истец: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской обл.
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской обл.