Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2001 г. N 67-Г01-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 12 октября 2001 г. кассационный протест прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 27 августа 2001 г. по делу о признании Закона Новосибирской области "Об энергосбережении на территории Новосибирской области" частично противоречащим федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи В.В.П. и заключение прокурора Л.И.Б., поддержавшей протест, Судебная коллегия установила:
прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству ст. 7 и абзаца 2 п. 1 ст. 16 Закона Новосибирской области от 19 декабря 1997 г. "Об энергосбережении на территории Новосибирской области".
Решением Новосибирского областного суда от 27 августа 2001 г. заявление прокурора удовлетворено частично: признаны не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу абзац 2 п. 1 ст. 7 и абзац 2 п. 1 ст. 16 как противоречащие федеральному законодательству.
В удовлетворении заявления о признании таковыми абзаца 1 п. 1 и п. 2 ст. 7 названного Закона области отказано.
В кассационном протесте ставится вопрос об отмене решения суда в неудовлетворительной части заявления по мотиву неправильного применения судом норм материального права.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы кассационного протеста, оснований к его удовлетворению не находит.
Статьей 7 Закона Новосибирской области "Об энергосбережении на территории Новосибирской области" урегулированы полномочия территориальных органов государственной власти в сфере энергосбережения.
Согласно абзацу 1 п. 1, а также п. 2 данной статьи территориальный Совет депутатов "утверждает территориальные программы в сфере энергосбережения, вносит в них изменения и дополнения" (абз. 1 п. 1), а "территориальная администрация участвует в реализации энергосберегающих программ Российской Федерации, области на территории города областного значения, района в области, разрабатывает территориальные энергосберегающие программы и осуществляет контроль за их исполнением" (п. 2).
По мнению прокурора эти положения областного Закона противоречат ФЗ "Об энергосбережении", согласно которому энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ, куда территориальные программы не включены, а территориальные органы государственной власти субъектами регулирования данных правоотношений не названы.
Вывод суда о соответствии данных положений Закона области федеральному законодательству является правомерным.
Как видно из заявления прокурора в суд и его кассационного протеста, правомерность принятия Новосибирским областным Советом депутатов Закона "Об энергосбережении на территории Новосибирской области" в целом им не оспаривается, что подтверждает довод суда о полномочии субъектов Российской Федерации, и в частности, законодательного (представительного) органа Новосибирской области по регулированию правоотношений, связанных с энергосбережением.
Не оспаривается прокурором и правомерность существования (создания) территориальных органов государственной власти в Новосибирской области (л.д. 80, 2-й абз.).
Вместе с тем, утверждение в протесте, что указанные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не могут быть участниками правоотношений в сфере энергосбережения, являются ошибочными.
В соответствии со ст.ст. 11, 77 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, их система устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом.
Такие же принципы самостоятельности субъектов Российской Федерации в "формировании, образовании и деятельности органов государственной власти" установлении в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ основ организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти, а также в установлении административно-территориального устройства субъекта, утверждении схемы управления субъектом и определении структуры высшего исполнительного органа государственной власти и т.п., определены и в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (преамбула, ст.ст. 1, 2, 5).
Согласно Уставу (ст. 43) и Закону Новосибирской области "О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области" в области установлена система органов государственной власти двух уровней:
органы государственной власти области как субъекта Российской Федерации и территориальные органы государственной власти районов области и городов областного значения, которые образуют единую систему государственной власти Новосибирской области; территориальный Совет и территориальная администрация наделены определенной компетенцией и могут осуществлять полномочия, дополнительно передаваемые им органами государственной власти области (ст.ст. 1, 2, 3, п. 7 ст. 7 Закона области).
Таким образом, органы государственной власти области как субъект Российской Федерации, закрепляя за территориальными органами государственной и исполнительной власти вопросы по разработке, принятию и реализации территориальных программ энергосбережения, фактически делегировали им часть своих полномочий по проведению энергосберегающей политики на территории области, что находится в пределах его (субъекта) полномочий и федеральному законодательству не противоречит.
Доказательств неправомерности указанных действий органов государственной власти как субъекта Российской Федерации прокурором не представлено, не содержатся они в кассационном протесте.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по его доводам не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 27 августа 2001 г. оставить без изменения, кассационный протест - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2001 г. N 67-Г01-10
Текст определения официально опубликован не был