Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 69-Г01-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 13 ноября 2001 г. гражданское дело по заявлению С.А.А. о признании противоречащими федеральным законам п.п. 1 и 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01.02.01 г. N 43-п ""О категориях населения, имеющих право на получение адресной социальной помощи в 2001 г.", компенсации морального вреда, об обязании оказать социальную поддержку в виде устройства его на работу, по кассационной жалобе С.А.А. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27 сентября 2001 г., которым в удовлетворении требований С.А.А. о признании противоречащими законам п.п. 1 и 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01.02.01 г. N 43-п "О категориях населения, имеющих право на получение адресной социальной помощи в 2001 г.", компенсации морального вреда, об обязании оказать социальную поддержку в виде устройства его на работу отказано.
Заслушав доклад судьи К.Ю.Г., выслушав представителя Правительства ХМАО, возражавшего против доводов жалобы, Судебная коллегия установила:
С.А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Правительства ХМАО N 43-п от 01.02.01 г., которым установлен перечень лиц, имеющих право на получение адресной социальной помощи в 2001 г., указывая, что названное постановление препятствует ему, как безработному, устроиться на работу. Считает, что в обжалуемом постановлении должна быть предусмотрена и та категория безработных граждан, к которым относится он, а именно безработные граждане, имеющие доход в большем размере, чем прожиточный минимум, установленный субъектом Российской Федерации Ханты-Мансийским автономным округом. Считает, что из-за таких действий Правительства ХМАО не может устроиться на работу в течение последних трех лет, не может содержать достойно себя и свою семью, в результате чего испытывает нравственные страдания, компенсацию которых оценивает в 1000000 руб.
Представитель Правительства ХМАО К.Е.А. с заявленными требованиями не согласилась по тем основаниям, что обжалуемое постановление Правительства ХМАО действующему законодательству не противоречит, принято в пределах компетенции субъекта федерации.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит С.А.А., считав его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к ее удовлетворению. Согласно ст.ст. 7, 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семье или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации (ст. 7).
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления (ст. 12).
Оспариваемые п.п. 1, 2 постановления Правительства ХМАО N 43-п от 01.02.01 г. приняты во исполнение ст. 7 Закона округа "Об адресной социальной помощи в Ханты-Мансийском автономном округе".
Пункт 1 обжалуемого постановления определяет минимальный перечень категорий населения, имеющих право на получение социальной помощи, предусмотренной ст. 7 Закона ХМАО "Об адресной социальной помощи".
В соответствии со ст. 5 Закона ХМАО "Об адресной социальной помощи" право на адресную социальную помощь имеют малообеспеченные семьи и отдельные граждане, проживающие на территории автономного округа и имеющие совокупный доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, определяемого в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа "О прожиточном минимуме в Ханты-Мансийском автономном округе".
Таким образом, и Закон, и постановление Правительства округа по данному вопросу согласуются с Федеральным законом и не противоречат ему.
Пункт 2 постановления Правительства ХМАО N 43-п носит рекомендательный характер. Более того, вопросы о расширении категорий населения, в отношении которых, исходя из своих финансовых возможностей, муниципальные образования могут оказывать социальную помощь, находиться в компетенции этих образований. Заявитель не доказал, что этим пунктом нарушены какие-либо его права.
Вывод суда основан на исследованных материалах дела, мотивирован и соответствует действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 305, 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27 сентября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.А.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 69-Г01-6
Текст определения официально опубликован не был