Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2001 г. N 72-Г01-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 16 октября 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Читинской области о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых положений Закона Читинской области "О представительном (законодательном) и исполнительном органах государственной власти Читинской области" по кассационной жалобе Читинской областной Думы на решение Читинского областного суда от 6 августа 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П., заключение прокурора Л.И.Б., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор обратился в Читинской областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда статей Закона Читинской области "О представительном (законодательном) и исполнительном органах государственной власти Читинской области", ссылаясь на то, что положения, содержащиеся в оспариваемых статьях Закона области, противоречат федеральному законодательству.
Решением Читинского областного суда от 6 августа 2001 г. заявление прокурора Читинской области удовлетворено.
Суд признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления настоящего решения в законную силу: абзац 2 части 1 статьи 18 в части указания на то, что порядок проведения выборов и довыборов депутатов областной Думы устанавливается только законами области; пункт 13 статьи 21 в части слов "об отрешении от должности Главы Администрации области"; пункт 7 статьи 22 в части слов "а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение области"; статью 27; абзац 3 части 1 ст. 29 в части слов "если иное не предусмотрено в самом законе"; абзац 1 части 2 статьи 29 в части слов "как правило"; часть 1 статьи 31 в части слов "если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, законам области и постановлениям областной Думы либо недостаточно обеспечены финансовыми и материальными ресурсами"; второе предложение абзаца 1 части 1 статьи 32; абзац 2 части 1 статьи 32 в части наименования обращения Главы администрации области "протестом"; часть 3 статьи 46 в части слов "проживающий в области"; часть 5 статьи 48 в части слов "федерального и"; пункт 11 статьи 55; пункт 2 части 1 статьи 56; часть 1 статьи 56 в части отсутствия указания в ней оснований досрочного прекращения полномочий главы администрации области, установленных в подпунктах "б", "г", "д", "е", "з" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ; часть 1 статьи 57; первое предложение части 3 статьи 57 Закона Читинской области "О представительном (законодательном) и исполнительном органах государственной власти Читинской области" от 30 мая 1996 г. N 47-ЗЧО (в редакции Закона Читинской области от 4 апреля 1997 г. N 78-ЗЧО).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктах "б", "г", "д", "е", "з" имеется в виду "подпунктах "б", "г", "д", "е", "з" пункта 1 статьи 19"
В кассационной жалобе, поданной Читинской областной Думой, поставлен вопрос об отмене указанного решения в части признания противоречащими федеральному законодательству части 1 статьи 56 в части отсутствия в ней указания оснований досрочного прекращения полномочий Главы
Администрации области, установленных в подпунктах "б", "г", "д", "е", "з" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и полностью в части признания судом части 1 статьи 57 Закона Читинской области противоречащей федеральному законодательству, ссылаясь на то, что решение в указанной части не соответствует требованиям закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения в указанной части, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Принимая решение в указанной части об удовлетворении заявления прокурора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые прокурором положения части 1 ст. 56 и части 1 ст. 57 названного Закона области противоречат федеральному законодательству.
Этот вывод в решении мотивирован и оснований для признания его неправильным не установлено.
Доводы в кассационной жалобе о том, что оспариваемые прокурором положения ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 57 Закона Читинской области "О представительном (законодательном) и исполнительном органах государственной власти Читинской области" не противоречат федеральному законодательству и поэтому у суда не было законных оснований для удовлетворения заявления прокурора в указанной части, являются необоснованными.
Суд обсудил указанные доводы и, дав анализ действующему законодательству, обоснованно по мотивам приведенным в решении не согласился с ними. При этом суд правильно исходил из того, что в части 1 ст. 56 Закона области, которая регулирует вопрос досрочного прекращения полномочий Главы Администрации области не указаны следующие основания для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, перечисленные в п. 1 ст. 19 Федерального закона: его отставки в связи с выражением недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ (подп. "б"); его отрешения от должности Президентом РФ (подп. "г"); признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным (подп. "д"); признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим (подп. "е"); его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства (подп. "з"). В связи с изложенным ч. 1 ст. 56 Закона области должна быть признана противоречащей федеральному законодательству в части отсутствия в ней указания вышеперечисленных оснований для досрочного прекращения полномочий Главы администрации области.
Соответствует требованиям закона и вывод суда о том, что положение ч. 1 ст. 57 Закона области о том, что группа депутатов областной Думы численностью не менее одной трети от избранного числа депутатов областной Думы вправе внести в областную Думу мотивированное предложение о выражении недоверия Главе Администрации области не соответствует п. 3 ст. 19 Федерального закона, согласно которому право инициативы постановки вопроса о принятии законодательным органом решения о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ, предоставлено группе депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Является правильным и вывод суда о несоответствии федеральному законодательству положения, содержащегося в первом предложении ч. 3 ст. 57 Закона области о том, что областная Дума может выразить недоверие Главе Администрации области, принятое двумя третями от избранного числа депутатов, поскольку согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
Данное предложение ч. 3 ст. 57 Закона области противоречит федеральному законодательству еще и в связи с тем, что указанные в нем основания для выражения законодательным органом области недоверия Главе Администрации области не соответствуют основаниям для выражения недоверия, установленным в п. 2 ст. 19 Федерального закона. Так, согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. В первом же предложении ч. 3 ст. 57 Закона области указаны не вышеприведенные основания для выражения законодательным органом области недоверия Главе Администрации области, а содержится положение о том, что областная Дума может выразить недоверие Главе Администрации области в случае неоднократного нарушения Конституции РФ, федеральных законов, устава и законов области, подтвержденного соответствующим судом. При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что указанное несоответствие нормы Закона области положениям Федерального закона является основанием для признания ее недействующей и не подлежащей применению.
С учетом изложенных обстоятельств, постановленное по делу решение в обжалуемой части следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Читинского областного суда от 6 августа 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Читинской областной Думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2001 г. N 72-Г01-14
Текст определения официально опубликован не был