Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N 73-Г01-06
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 22 мая 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия" по кассационной жалобе Председателя Народного Хурала Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22 декабря 2000 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П., заключение прокурора В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и не подлежащими применению ряда положений Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия", принятого Народным Хуралом Республики Бурятия 3 октября 2000 г.
При этом в заявлении прокурор указал, что статьи 4, 5, 24, 25, 27, 47 и 49 названного Закона противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации, поскольку предусматривают включение в бюджетную систему Республики Бурятия и баланс финансовых ресурсов Республики Бурятия и муниципального образования бюджетов Республиканских государственных внебюджетных фондов, создание которых не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также содержат положения о разработке, рассмотрении, утверждении и исполнении в Республике Бурятия бюджетов указанных фондов Народным Хуралом и Правительством Республики Бурятия.
Подпункты "в" и "д" пункта 4 ст. 9 Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия" противоречат п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса, поскольку относят к неналоговым доходам бюджетов доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, получаемых от иных бюджетов, а также доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении.
Подпункт "б" пункта 3 ст. 24 оспариваемого Закона Республики Бурятия не соответствует ст. 12 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку предоставляет право Народному Хуралу Республики Бурятия и представительным органам местного самоуправления в Республике Бурятия устанавливать дополнительные льготы по федеральным налогам и сборам, что не предусмотрено налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Также, согласно заявления прокурора, подпункт 1 подпункта "в" пункта 3 ст. 31 и подпункт "б" пункта 6 ст. 32 Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия" противоречат ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривают рассмотрение и установление нормативов отчислений от регулирующих федеральных и республиканских налогов в республиканский и местный бюджеты на два предстоящих финансовых года, хотя в соответствии с Бюджетным кодексом, указанные нормативы устанавливаются либо на очередной финансовый год, либо на долговременной основе, не менее, чем на три года. Кроме того, указанные нормативы отчислений определяются законами о бюджете и не могут устанавливаться законом об основных характеристиках бюджетной системы.
С учетом изложенного прокурор просил признать не соответствующими федеральными законодательству, недействующими и не подлежащими применению следующие положения Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия":
1) Статью 4 в части указания на то, что в баланс финансовых ресурсов Республики Бурятия (муниципального образования) включаются средства государственных республиканских внебюджетных фондов;
2) Статью 5 п. 1 в части включения в бюджетную систему Республики Бурятия бюджетов республиканских государственных внебюджетных фондов; п. 2 этой же статьи в части указания на то, что в Республике Бурятия в соответствии с федеральными законами разрабатываются, рассматриваются и исполняются бюджеты республиканских государственных внебюджетных фондов;
3) Подпункт "в" пункта 4 статьи 9 в части отнесения к неналоговым доходам бюджета бюджетных ссуд;
4) Подпункт "д" пункта 4 статьи 9;
5) Пункт 2 статьи 24 в части наделения Народного Хурала Республики Бурятия полномочиями по рассмотрению и утверждению бюджетов государственных республиканских внебюджетных фондов;
6) Подпункт "б" пункта 3 статьи 24 в части наделения Народного Хурала Республики Бурятия и представительных органов местного самоуправления в Республике Бурятия полномочиями по установлению дополнительных льгот по федеральным налогам и сборам в пределах прав, предоставленных законами Республики Бурятия;
7) Подпункт "б" пункта 1 статьи 25 в части наделения Народного Хурала Республики Бурятия полномочиями по разработке проектов бюджетов республиканских государственных внебюджетных фондов;
8) Пункт 4 статьи 27 в части включения в баланс финансовых ресурсов Республики Бурятия бюджетов республиканских государственных внебюджетных фондов;
9) Подпункт 1 подпункта "в" пункта 3 статьи 31, устанавливающей, что проектом закона об основных характеристиках бюджетной системы устанавливаются нормативы отчислений от регулирующих федеральных и республиканских налогов в республиканский и местный бюджет на два предстоящих финансовых года;
10) Подпункт "б" пункта 6 статьи 32 в части указания срока действия нормативов отчислений от регулирующих федеральных и республиканских налогов на два предстоящих финансовых года;
11) Статью 47 в части определяющей порядок составления, представления и утверждения бюджетов республиканских государственных внебюджетных фондов;
12) Пункт 2 статьи 49 в части указания на кассовое исполнение консолидированных республиканских внебюджетных фондов.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 22 декабря 2000 года заявление прокурора удовлетворено.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 22 января 2001 г. исправлена допущенная в п. 7 резолютивной части указанного решения описка в тексте, касающемся подпункта "б" пункта 1 ст. 25 оспариваемого Закона, в котором слова "Народного Хурала Республики Бурятия" заменены словами "Правительства Республики Бурятия".
В кассационной жалобе, поданной Председателем Народного Хурала Республики Бурятия, поставлен вопрос об отмене решения в части признания п.п. "б" п. 1 ст. 25 Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республики Бурятия" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению и изменении мотивировочной части указанного решения в части признания территориальных государственных внебюджетных фондов территориальными отделениями федеральных государственных внебюджетных фондов по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права, а в части признания п.п. "б" п. 1 ст. 25 оспариваемого Закона противоречащим федеральному законодательству допустил нарушение ст. 195 ГПК РСФСР и признал Закон в указанной части противоречащим федеральному закону в ином объеме, чем указано в заявлении прокурора.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы, отмены и изменения решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый прокурором в указанной части положения Закона Республики Бурятия "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия" противоречат федеральному законодательству. Этот вывод в решении мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что оспариваемые прокурором положения Закона приняты Народным Хуралом Республики Бурятия в пределах полномочий, предоставленных ему законом, и соответствуют федеральному законодательству, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Не допущено судом и нарушение ст. 195 ГПК РСФСР при изложении резолютивной части решения, на которое имеется ссылка в кассационной жалобе. Как видно из материалов дела в п. 7 резолютивной части решения в тексте касающимся подпункта "б" пункта 1 ст. 25 оспариваемого Закона судом допущена описка, которая определением суда от 22 января 2001 года (л.д. 171) в соответствии со ст. 204 ГПК РСФСР исправлена, указанное нарушение допущенное судом устранено и поэтому не может служить основанием к отмене решения в части признания п.п. "б" п. 1 ст. 25 названного Закона противоречащим федеральному законодательству, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе.
С учетом изложенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22 декабря 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Председателя Народного Хурала Республики Бурятия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N 73-Г01-06
Текст определения официально опубликован не был