Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 г. N 74-Г01-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 17 июля 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Саха (Якутия) "О контроле за качеством алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия)" по кассационной жалобе Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2001 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры В.Т.А., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
21 января 1999 г. Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) принят Закон "О контроле за качеством алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия)".
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании указанного Закона недействующим и не подлежащим применению по тем основаниям, что он принят с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2001 г. заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым Законом Республики Саха (Якутия) "О контроле за качеством алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия)" установлено, что вся алкогольная продукция, реализуемая на территории Республики, подлежит обязательной проверке на соответствие качества, предусмотренного соответствующими стандартами и нормами действующего законодательства. Розничная продажа алкогольной продукции разрешается только при наличии контрольной марки качества на каждой единице продукции. Порядок определения контроля за качеством алкогольной продукции, контроля за ее розничной реализацией, условия маркировки каждой единицы продукции контрольной маркой качества, порядок работы контролирующих организаций по изъятию и последующей утилизации алкогольной продукции устанавливаются Правительством Республики. Определение соответствия качества алкогольной продукции производится на платной основе. Стоимость контрольной марки качества и распределение доходов от ее реализации устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия). Также предусмотрена ответственность за нарушение настоящего Закона.
Таким образом, обжалуемым Законом регулируются отношения в области розничной торговли алкогольной продукции на территории республики и устанавливается система мер по контролю за качеством алкогольной продукции.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона, алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками, образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако, введение на территории Республики Саха (Якутия) контрольной марки за определяемую Правительством Республики плату, фактически являющуюся косвенным налогом, противоречит федеральному законодательству.
Согласно пункту 2 ст. 193 Налогового кодекса РФ реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками. Порядок изготовления и реализации региональных специальных марок определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 27.12.2000 г. N 1023 утвердило Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, действующие в редакции постановления от 28.05.01 г. N 419. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено провести с целью определения изготовителя региональных специальных марок конкурс среди соответствующих российских организаций. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам поручено утвердить технические требования к региональным специальным маркам, обязательные для изготовителей таких марок.
Указанные Правила определяют условия изготовления, реализации и оплаты региональных специальных марок, размеры, виды, характеристики и стоимость этих марок, изготовителя марок и органы, их реализующие.
Однако правила, изложенные в оспариваемом Законе Республики, не тождественны Правилам, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), определяющие проведение проверки качества спиртных напитков, подтверждаемого региональной контрольной маркой, не могут противоречить вышеназванной норме Налогового кодекса РФ и принятому в соответствии с ним постановлению Правительства Российской Федерации.
Распоряжением от 18.01.2001 г. N 65-р Правительство Российской Федерации разрешало реализовывать продукцию, маркированную специальными марками и региональными специальными марками, впредь до введения региональных специальных марок, предусмотренных указанным постановлением от 27.12.2000 г. N 1023, но не позднее чем до 1 июля 2001 г.
Однако это распоряжение отменено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.01 г. N 747-р, которым предписано произвести инвентаризацию остатков алкогольной продукции, не маркированной региональными специальными марками, то есть предусмотренными постановлением от 27.12.2000 г. N 1023, и разрешена реализация до 1 сентября 2001 г. указанных остатков алкогольной продукции в объемах, установленных при проведении инвентаризации.
Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне закреплена маркировка спиртных напитков региональными специальными марками и установлены правила маркировки, ранее введенные субъектами Российской Федерации идентификационные марки, как и порядок их изготовления и реализации, не признаны действительными.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции, о том, что обжалуемые нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству, является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Совета Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 г. N 74-Г01-25
Текст определения официально опубликован не был