Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. N 74-Г01-34
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 25 сентября 2001 г. гражданское дело по кассационной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2001 г. по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению второго предложения ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) и по заявлению П.И.И. и А.В.Д. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим второго предложения ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., объяснения представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Л.Е.М., Ч.И.Д., Б.Ю.Н., Ф.П.И., заявителя П.И.И., представителей А.В.Д. - Т.О.М., З.С.В., Я.М.М., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшую решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Саха (Якутия), граждане П.И.И. и А.В.Д. обратились в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению второго предложения ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия).
В обоснование заявления прокурор сослался на то, что второе предложение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которому "Никто не может быть избран на должность Президента республики более двух раз" противоречит федеральному законодательству.
Так, по мнению прокурора, термин "никто", содержащийся в оспариваемом предложении ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия), не имеет конкретного адресата, не является правовым. В связи с этим имеется противоречие со ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в котором определены основные термины, используемые в избирательном законодательстве. Указание на периодичность избрания на должность Президента республики "более двух раз" (подряд или через раз), не содержит четкого правового характера и потому вступает в противоречие с п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями), которым конкретно установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Граждане П.И.И. и А.В.Д. мотивировали свои требования тем, что второе предложение статьи 67 Конституции Республики Саха (Якутия) противоречит п. 5 ст. 18 указанного выше Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ущемляет право любого гражданина избираться повторно Президентом Республики Саха (Якутия) после перерыва, чем нарушается их пассивное избирательное право.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ф.П.И. заявление прокурора и граждан П.И.И. и А.В.Д. не признал и пояснил в судебном заседании, что термин "никто", содержащийся в оспариваемом положении Конституции Республики Саха (Якутия) является правовым, поскольку он содержится также и в ряде статей Конституции Российской Федерации. Второе предложение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) по своему смыслу не противоречит федеральному законодательству и не ущемляет права граждан. Принятие решения о противоречии федеральному законодательству данного предложения будет препятствовать проведению избирательной кампании.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2001 г. постановлено:
"Исковое заявление прокурора Республики Саха (Якутия) и граждан П.И.И., А.В.Д. - удовлетворить.
Признать второе предложение статьи 67 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) "Никто не может быть избран на должность Президента республики более двух раз" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) привести Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством, п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Сообщение о принятом решении опубликовать в средствах массовой информации".
В кассационной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности с направлением дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит решение суда подлежащим отмене в части возложения на Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обязанности по приведению оспариваемого положения Конституции Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством и изменению его в остальной части с изложением резолютивной части решения в другой редакции.
В соответствии со ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия), принятой 4 апреля 1992 г., Президент Республики Саха (Якутия) избирается гражданами республики всеобщими, равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на 5 лет. Никто не может быть избран на должность Президента республики более двух раз.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти отнесено п. "н" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае отсутствия федерального закона, изданного по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование по данному предмету при условии, что изданный им нормативный акт не противоречит Конституции РФ. После принятия Российской Федерацией соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации должен привести принятый им нормативный акт в соответствие с федеральным законом, если между ними имеются противоречия.
На время принятия Конституции Республики Саха (Якутия), содержащей в ст. 67 положение, запрещающее избирать одно и то же лицо Президентом Республики более двух раз, не имелось законов Российской Федерации, устанавливающих иное правовое регулирование. Следовательно, Республика Саха (Якутия) была вправе осуществить собственное правовое регулирование по данному вопросу, что ею и было сделано.
Таким образом, следует признать, что положение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия), установившее запрет на избрание одного и того же лица на должность Президента Республики более двух раз, не противоречило и не противоречит законодательству Российской Федерации, в связи с чем сохраняет юридическую силу.
Более того, такое регулирование соответствует принципиальным положениям, определяющим на федеральном уровне избрание главы государства. Так, запрет на избрание одного и того же лица Президентом РСФСР более двух раз был установлен ст. 121-2 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.), а Президента РФ - ст. 81 ныне действующей Конституции РФ.
Со вступлением в действие Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятого 6 октября 1999 г. (после вступления в силу Конституции Республики Саха (Якутия), в его п. 5 ст. 18 было установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
В связи с этим возникла необходимость приведения Конституции Республики Саха (Якутия) в соответствие с указанным Федеральным законом в части порядка исчисления этих сроков - они должны исчисляться подряд.
Однако, удовлетворяя заявление прокурора и граждан П.И.И. и А.В.Д. о признании противоречащим федеральному законодательству второго предложения ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) в полном объеме, суд не учел, что положение Конституции Республики Саха (Якутия) о количестве сроков (не более двух), на которые может быть избран Президент Республики Саха (Якутия), и после принятия указанного выше Федерального закона сохраняет силу.
В тоже время, в части порядка исчисления этих сроков имеется несоответствие пункту 5 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"", согласно которому они исчисляются подряд.
Только в этой части положение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) не согласуется с федеральным законодательством, так как в нем отсутствует слово подряд, содержащееся в Федеральном законе.
С учетом изложенного резолютивную часть решения суда необходимо изложить в следующей редакции: "Признать второе предложение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) не соответствующим п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части отсутствия указания на то, что не может избираться более двух сроков подряд.
При этом Судебная коллегия исходит из того, что основополагающим является отсутствие указания в оспариваемом положении Конституции Республики Саха (Якутия) именно слова подряд. Слова "не может избираться более двух сроков" используются Судебной коллегией как один из возможных вариантов использования словосочетания со словом подряд, что не исключает возможности использования законодателем иного словосочетания с указанным словом (в том числе и содержащегося в ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) положения о запрете избираться Президентом Республики более двух раз), не меняющего сути правовой нормы.
До приведения второго предложения ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) в соответствие с п. 5 ст. 18 указанного выше Федерального закона его положение сохраняет юридическую силу и означает в данном случае невозможность гражданина быть избранным Президентом Республики более двух сроков подряд, поскольку как было указано выше, сам субъект Российской Федерации ввел запрет на выборы Президента Республики Саха (Якутия) более двух раз (на количество сроков, на которые может быть избран Президент Республики Саха (Якутия), что является его компетенцией, и в этом нет противоречия федеральному законодательству.
Что касается вывода суда о том, что наличие во втором предложении ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) термина "никто" также противоречит федеральному законодательству, то с ним согласиться нельзя, поскольку в ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приведены лишь основные термины, используемые в данном Законе, что прямо указано в названии указанной статьи.
Таким образом, названный Федеральный закон не исключает возможности использования в избирательном законодательстве других терминов, в том числе и термина "никто", который неоднократно используется, в частности, в Конституции Российской Федерации.
Решение суда в части возложения обязанности на Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) привести Конституцию Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством подлежит отмене.
Суд не вправе возлагать своим решением на законодательный (представительный) орган государственной власти обязанность по внесению дополнений в законы, поскольку это относится к исключительной компетенции законодателя.
При этом Судебная коллегия исходит также из того, что законодательный (представительный) орган государственной власти является коллегиальным органом, принимающим законы путем голосования, что не исключает возможности принятия иного решения.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
отменить решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2001 г. в части обязания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) привести Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством, п. 5 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В остальной части решение суда изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции. Признать второе предложение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) не соответствующим п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части отсутствия указания на то, что "не может избираться более двух сроков подряд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. N 74-Г01-34
Текст определения официально опубликован не был