Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. N 9-Г01-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 2 февраля 2001 г. дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим Федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению Закона Нижегородской области от 21.09.1998 г. N 12-З "О внесении изменений в Закон от 08.04.1996 г. N 27-З "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области" по кассационной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 18 декабря 2000 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 23.09.1998 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., объяснение представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Сперанского С.Б. (доверенность N 09-68 от 01.02.2001 г.), заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Г.М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Нижегородской области обратился с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что в соответствии с новой редакцией п. 7 ст. 15 Закона Нижегородской области от 08.09.1996 г. "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области" глава местной администрации назначается соответствующим представительным органом местного самоуправления по контракту на 4 года, если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 08.04.1996 г."
Прежняя редакция данного Закона предусматривала назначение главы местной администрации представительным органом местного самоуправления по контракту на 4 года из числа кандидатов, предложенных Губернатором области.
По мнению прокурора области, новая редакция обжалуемой нормы Закона противоречит Федеральному закону "Об организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 2 ст. 16), Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 32), поскольку согласно Закону Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области" Глава муниципального образования - Глава местного самоуправления одновременно является Главой местной администрации, и поэтому должен быть выборным должностным лицом местного самоуправления, а не назначаться по контракту, а также его нельзя отнести к иным органам местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 2 ст. 32" имеется в виду "п. 2 ст. 132"
Решением Нижегородского областного суда от 18 декабря 2000 года заявление удовлетворено: Закон Нижегородской области N 12-З от 21.09.1998 г. "О внесении изменений в Закон Нижегородской области от 08.04.1996 г. N 27-З "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области" признан противоречащим федеральному закону, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе Законодательное Собрание Нижегородской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд сослался на то, что в соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, введение должности главы местного самоуправления относится к числу вопросов местного значения, которые должны решаться населением самостоятельно, а ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает должность главы муниципального образования, который должен избираться гражданами, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Исходя из этого, глава местного самоуправления должен являться выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Однако этот вывод суда противоречит нормам Федерального закона. Пунктом 1 ст. 16 вышеназванного Федерального закона установлено, что уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, данной нормой закона предусматривается лишь право введения указанных должностей, а не обязанность. Противоречит ст. 17 вышеуказанного Закона и вывод суда о том, что глава администрации не может относиться к иным должностным лицам местного самоуправления. Этой нормой Федерального закона предоставлено право в Уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона, предусматривать и иные органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. При этом наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. А в соответствии со ст. 1 того же Закона должностные лица местного самоуправления могут назначаться на должность по контракту.
Оспариваемый Закон субъекта Российской Федерации устанавливает один из указанных в названном законе вариантов организации местного самоуправления в Нижегородской области. В тоже время этот закон не исключает и другие варианты организации местного самоуправления, не обязывает применять исключительно этот вариант организации местного самоуправления.
Из текста обжалуемой нормы не усматривается, что предусматриваемая в данном случае должность главы местной администрации одновременно должна являться должностью главы муниципального образования - главы местного самоуправления, и потому не следует, что при назначении на эту должность должны распространяться требования, которые предусматриваются ст. 16 Закона области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области" и ст. 16 вышеуказанного Федерального закона при назначении на должность главы муниципального образования.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения заявления прокурора области.
Решение суда необходимо отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 18 декабря 2000 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Нижегородской области о признании противоречащим Федеральному закону, не действующим и не подлежащим применению Закона Нижегородской области N 12-З от 21.09.1998 г. "О внесении изменений в Закон Нижегородской области от 08.04.1996 г. N 27-З "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области" - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. N 9-Г01-2
Текст определения официально опубликован не был