О нормативе достаточности капитала см. Руководство Базельского комитета по банковскому надзору для органов банковского надзора по работе со слабыми банками (Базель, Швейцария, март 2002 г.)
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 26 июня 2004 года опубликован утвержденный Базельским комитетом по банковскому надзору (далее - Комитет) и одобренный руководителями центральных банков и главами органов надзора стран Группы 10 пресс-релиз "О Новом соглашении по оценке достаточности капитала", или Базель II ("The International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework", or Basel II Framework), сокращенный перевод которого представлен в приложении к данной информации Банка России.
Полный вариант Базеля II на английском языке опубликован на сайте Базельского комитета по банковскому надзору (электронный адрес размещения документа http://www.bis.org/publ/bcbs107.pdf). Банк России осуществит перевод Базеля II и поместит его русскоязычную версию на своем web-сайте.
О перспективах реализации Базеля II в России.
Базель II нацелен на развитие системы управления банковскими рисками и системы надзора за банками и представляет собой существенный элемент реализации Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (Базельский комитет по банковскому надзору, 1997). При этом и сам документ, и подходы к его реализации ориентированы на принцип "один размер не может устроить всех" (one size does not fit all).
В отношении срока реализации Базеля II Комитет, а также международные финансовые организации (в том числе Всемирный банк и Международный валютный фонд) предлагают решать этот вопрос с учетом приоритетов и возможностей национальных органов банковского надзора по развитию надзора и мер по укреплению банковской системы.
С позиций методологии оценки рисков Базелем II в рамках двух альтернативных подходов к оценке кредитного риска предложено несколько опций, позволяющих органам банковского надзора выбрать такой метод оценки, который бы наиболее полно соответствовал текущему уровню развития банковской системы и характеристикам рынков, на которых работают банки. Указанные возможности Базеля II позволяют учесть разнообразие экономических и правовых условий стран, заинтересованных во внедрении Базеля II. Так, в рамках стандартизованного подхода (СП, standardised approach - SA) наряду с методом, в основу которого положен кредитный рейтинг контрагента/заемщика, присваиваемый независимыми рейтинговыми агентствами, допускается использование так называемого простого (упрощенного) стандартизованного подхода (ПСП, simplified standadised approach - SSA). ПСП базируется на использовании рейтинговых оценок только в отношении суверенных заемщиков (государств). В отношении остальных заемщиков в соответствии с ПСП применяются коэффициенты кредитного риска, фактически аналогичные предусмотренным Базелем I. В итоге ПСП весьма близок Базелю I.
С учетом возможностей, предоставленных Базелем II, и исходя из состояния развития финансовых рынков наиболее приемлемым видится следующий вариант реализации Базеля II.
К 2008 - 2009 годам в рамках компонента I (Pillar I) внедряются ПСП в отношении кредитного риска и базовый индикативный подход в отношении операционного риска (Basic Indicator Approach, потребность в капитале рассчитывается в процентах от среднего валового годового дохода за 3 года), а также компонент II (Pillar II) и компонент III (Pillar III). В определенной перспективе возможно использование банками внутренних рейтингов (IRB approach). Наименьшие перспективы пока просматриваются в отношении "полного" стандартизованного подхода (СП).
Использование IRB-подхода на ближайшую перспективу существенно затруднено в связи с отсутствием информации, необходимой для его внедрения, в том числе, например, баз данных о заемщиках. Помимо этого Базелем II предусмотрено, что разрешение надзорного органа на использование кредитной организацией собственной системы оценки кредитного риска контрагентов возможно только при наличии полноценной базы данных о кредитном качестве контрагентов/заемщиков по крайней мере за 5 лет. Рекомендовано также, чтобы данные охватывали как минимум один полный экономический цикл. Таким образом, и пятилетняя ретроспектива может оказаться недостаточной. Кроме баз данных кредитная организация, претендующая на использование IRB-подхода, должна иметь модели оценки кредитного риска, подтвердившие свою практическую эффективность и прошедшие процедуру одобрения со стороны органа банковского надзора.
Банк России отмечает, что полноценная реализация подходов, предусмотренных Базелем II, невозможна без внесения существенных изменений в действующее российское законодательство. Эти изменения должны законодательно закрепить право органа надзора на реализацию метода содержательного (профессионального) суждения (компонент II) и существенно расширить перечень требований к публикуемой банками информации о капитале, рисках и системах управления рисками (компонент III).
В ближайшее время Банк России намерен определить организационные рамки указанной работы и приступить к ее выполнению. Банк России исходит из того, что эффективная работа по подготовке и реализации в России Базеля II будет осуществляться в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами, в первую очередь с банковским сообществом, и рассчитывает на плодотворное сотрудничество в данной области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация ЦБР от 4 августа 2004 г. "О Новом соглашении по оценке достаточности капитала Базельского комитета по банковскому надзору и перспективах его реализации в России"
Текст информации опубликован в "Вестнике Банка России" от 4 августа 2004 г. N 47