Европейский Суд по правам человека
(II Секция)
Решение от 13 декабря 2005 г.
по вопросу приемлемости жалобы N 73661/01
"Нильссон против Швеции"
[Nilsson - Sweden]
(извлечение)
Обстоятельства дела
В ноябре 1998 года заявитель был задержан полицией по обвинению среди прочего в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии при отягчающих обстоятельствах и управлении автомобилем без водительских прав. В декабре 1998 года он получил водительские права. В мае 1999 года административный совет лена* (* Лен - административно-территориальная единица Швеции (прим. перев.).) уведомил заявителя о том, что рассматривает вопрос о лишении его водительских прав на основании Закона "О водительских правах" [the Driving Licence Act] ввиду инкриминировавшихся ему в ноябре 1998 года деяний. В июне 1999 года суд лена признал заявителя виновным в совершении указанных правонарушений и назначил ему отсроченное исполнением наказание наряду с 50 часами общественных работ.
В июле 1999 года административный совет лена уведомил заявителя о том, что ввиду приговора суда, вступившего в законную силу, совет намеревался вынести определенное решение о лишении его водительских прав и предложил заявителю представить свои замечания. В августе 1999 года совет лишил его водительских прав сроком на 18 месяцев, сославшись на обвинительный приговор суда.
Заявитель обжаловал решение совета, утверждая среди прочего, что лишение его водительских прав представляет собой повторное наказание за одно и то же деяние. Административный суд лена изучил ряд актов из прецедентной практики учреждений, созданных на основе Конвенции, и пришел к выводу, что не существует четкого прецедента в применении положений Конвенции, на основании которого можно было бы признать неправомерным принятый в Швеции порядок лишения водительских прав. Учитывая, что постановление о несоответствии Конвенции установленного порядка лишения водительских прав могло бы иметь пагубные последствия для безопасности дорожного движения, суд не усмотрел оснований для отмены решения о лишении заявителя водительских прав. Последующие жалобы заявителя в вышестоящие судебные инстанции были отклонены апелляционным административным судом и Верховным административным судом Швеции.
Вопросы права
Цель положений статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции состоит в тот, чтобы запретить повторное уголовное преследование, завершившееся окончательным приговором. Первый вопрос, который надлежит решить Европейскому Суду, можно было ли производство о лишении заявителя водительских прав считать "уголовным" для целей применения статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции. Такое понятие должно толковаться в свете общих принципов, касающихся связанных с ним слов "уголовное обвинение" и "наказание", которые содержатся в Cтатьях 6 и 7 Конвенции, соответственно.
Хотя вменявшиеся заявителю правонарушения были совершены им в ноябре 1998 года, административный совет лена принял решение о лишении заявителя водительских прав только в августе 1999 года. По этой причине цели предупреждения и предотвращения совершения преступлений во имя обеспечения безопасности дорожного движения не могли быть единственными целями предпринятой советом меры; цель воздаяния за содеянное также была важным соображением, которым руководствовался совет.
Лишение водительских права было непосредственным и предсказуемым последствием осуждения заявителя судом. Европейский Суд поэтому согласен с выводом, к которому пришел Верховный административный суд, что хотя по шведским законам лишение водительских прав по традиции считается административной мерой наказания, имеющей целью обеспечение безопасности дорожного движения, лишение прав ввиду обвинительного приговора суда по уголовному делу, как это случилось в настоящем деле, является "уголовно-правовой" мерой для целей применения статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции. Кроме того, по мнению Европейского Суда, сама строгость меры - лишение водительских прав сроком на 18 месяцев, вне зависимости от результатов рассмотрения уголовного дела в отношении заявителя, является настолько значительным фактором, что эту меру можно вполне считать уголовной санкцией.
Однако Европейский Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что процедура принятия решения лишить его водительских прав приравнивается к повторному уголовному преследованию, возбужденному против него. Хотя различные наказания были назначены двумя различными властями в различных производствах, тем не менее, между ними существовала достаточно тесная связь по существу и по времени, чтобы считать акт лишения водительских прав частью санкций по шведским законам за совершение преступлений в виде управления автомобилем в нетрезвом состоянии при отягчающих обстоятельствах и незаконного управления автомобилем. Лишение водительских прав поэтому не подразумевало, что заявителя судили или наказали дважды за правонарушение, за которое он уже был осужден в уголовном порядке. Жалоба признана явно необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Европейского Суда по правам человека от 13 декабря 2005 г. по вопросу приемлемости жалобы N 73661/01 "Нильссон против Швеции" [Nilsson - Sweden] (II Секция) (извлечение)
Текст решения опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 6/2006
Перевод: Власихин В.А.