Письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2010 г. N 16-15/13276
Вопрос: Является ли объектом налогообложения по НДС стоимость бесплатно передаваемых физическим лицам призов (подарков) при проведении рекламных акций и стимулирующих лотерей? При этом НДС начисляется на полную стоимость реализованных заказчику услуг по проведению рекламных акций, включающую стоимость закупленных призов (товаров). Вправе ли организация принять к вычету суммы исчисленного НДС?
Ответ: Согласно пункту 3 статьи 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в целях обложения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
При реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному в статье 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Об этом говорится в пункте 2 статьи 154 НК РФ.
Следовательно, рекламная или сувенирная продукция, бесплатно, то есть безвозмездно переданная физическим лицам в рамках проведения рекламных акций, является объектом налогообложения по НДС.
При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении данных товаров, принимаются к вычету в порядке и на условиях, определенных в статьях 171 и 172 НК РФ.
Вместе с тем согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
Таким образом, для правомерного применения данной льготы налогоплательщик должен подтвердить, что передача подарка (приза) соответствует законодательству о рекламе.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Кроме того, согласно письму ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@ под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
На основании пункта 4 статьи 149 НК РФ при применении налоговой льготы налогоплательщик обязан вести раздельный учет.
В случае применения статьи 149 НК РФ сумма налога, предъявленная при приобретении товаров, предназначенных для рекламной раздачи, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости товаров на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Заместитель руководителя |
А.Н. Чугунова |
Письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2010 г. N 16-15/13276
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 15-21 марта 2011 г. N 11
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 11-12, июнь 2010 г.