Превратности возврата
Торговая фирма "Теплый дом" в декабре 2009 года закупила партию радиаторов у компании "Энерго" по оптовой цене 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.)
В январе "Теплый дом" продал часть товара конечным потребителям -физическим лицам по розничной цене 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.). Но в конце месяца в фирму обратился г-н Морозов с целью вернуть радиатор продавцу. Клиент пожаловался на то, что радиатор не работает. Проверка показала, что обогреватель действительно бракованный. Компании "Теплый дом" предстоит удовлетворить требование покупателя и самой "расквитаться" с бракованной продукцией.
Нам возвращают...
Напомним, что при предъявлении товара к обмену или возврату покупатель должен принести товарный или кассовый чек. Но компания-продавец обязана удовлетворить требования клиента и при отсутствии у него кассового или товарного чека, хотя это будет сложнее. Для целей определения полноты оприходования выручки возврат товара ненадлежащего качества может быть произведен без предъявления покупателем кассового чека, но только в том случае, если установлен факт (и условия) покупки, и он доказан покупателем.
Порядок возврата или обмена товаров, приобретенных по договору розничной купли-продажи, установлен статьями 502-504 параграфа 2 главы 30 части 2 Гражданского кодекса и главой 2 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Покупатели, как правило, знакомы именно с этим, можно сказать - основным законом, и руководствуются в первую очередь им. В спорных ситуациях бывает достаточно упоминания этого документа, чтобы сломить сопротивление продавца.
Законодательство предусмотрело несколько случаев возврата или обмена товаров. В нашей ситуации стоит руководствоваться пунктом 3 статьи 503 Гражданского кодекса и статьей 18 Закона N 2300-1.
Согласно данным положениям г-н Морозов мог потребовать:
- безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление;
- уменьшить покупную цену товара;
- заменить радиатор на товар аналогичной марки;
- заменить радиатор на товар другой марки (модели, артикула). При этом производится перерасчет продажной цены;
- расторгнуть договор розничной купли-продажи, то есть получить взамен товара денежный эквивалент.
Законом установлены следующие сроки, в которые покупатель может предъявить изложенные требования продавцу:
- в течение гарантийного срока или срока годности, установленного изготовителем либо продавцом
(причем "Теплый дом" может установить гарантийный срок, если его не установил изготовитель, либо увеличить гарантийный срок изготовителя);
- при отсутствии гарантийного срока или срока годности - в течение разумного срока, но не более 2-х лет со дня покупки товара (если иной срок не установлен законом или договором).
Существует также перечень непродовольственных товаров, не подлежащих замене или возврату, утвержденный правительством в постановлении от 19 января 1998 г. N 55. Но наш многострадальный радиатор не из этого списка, поэтому г-н Морозов при возврате радиатора все же сделает выбор - потребует вернуть деньги или обменяет товар ради теплой жизни в холодную зиму.
Если Морозов выбрал тепло
Какое бы решение ни принял клиент, первое, что он должен сделать, - написать заявление, к которому следует приложить чеки, накладные или другие документы, полученные при покупке и подтверждающие оплату. Также покупатель обязан предъявить удостоверение личности.
Поскольку клиент имеет право поменять радиатор на исправный, "Теплый дом" должен будет либо доплатить разницу в цене Морозову, либо получить ее от покупателя в кассу согласно пункту 2 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей".
Если Морозову нужны деньги
Первое, на что следует обратить внимание, - не изменилась ли цена на радиатор в день обращения. Потому что, если он стоит уже не 17 700 рублей, а, например, 18 100, то клиент имеет полное право получить разницу между ценой приобретения и ценой на этот товар на день "удовлетворения нашего требования" - согласно пункту 4 статьи 24 Закона N 2300-1. Если же цена снизилась, то смотрим только на ту цифру, которая присутствует в кассовом чеке. На основании статьи 22 вышеупомянутого закона деньги Морозову должны быть возвращены в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Таблица 1. Оформление в бухучете возврата товара | ||||
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Денежные средства за возвращенный товар выданы покупателю | 17 700,00 | Письменное заявление покупателя, кассовый чек, расходный кассовый ордер, накладная | ||
Сторно: Уменьшена выручка по возвращенному товару | 17 700,00 | Бухгалтерская справка-расчет | ||
Сторно: Уменьшена себестоимость по возвращенному товару (оприходован товар на склад) | 17 700,00 | Письменное заявление покупателя, накладная | ||
Восстановлена ранее сторнированная торговая наценка по возвращенному товару | 7700,00 | Бухгалтерская справка-расчет | ||
Сторно: НДС с реализации по возвращенному товару | 2700,00 | Бухгалтерская справка-расчет. В книге покупок делается запись на основании РКО и при наличии всех документов, подтверждающих принятие к учету возвращенного товара. В декларации по НДС эта сумма отражается в графе 3 по строке 130 (п. 5 ст. 171 НК) |
Холодный расчет "Теплого дома"
А теперь перекочуем "на другую сторону баррикад". То, что для покупателя, защищенного специальным законом, является неприятностью, для продавца это уже в некотором роде если не проблема, то проблемка. Морозов уйдет с деньгами в кармане, а бухгалтер останется с головной болью. А дела обстоят так.
Поскольку мы рассматриваем ситуацию возврата товара не в день покупки, то для правильного оформления необходимо руководствоваться письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 года N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации". Также в столь нелегком деле помогут "Методические рекомендации по учету оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли", утвержденные письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10 июля 1996 года N 1-794/32-5.
В заслуживающем нашего внимания письме УМНС России по г. Москве от 17 марта 2000 года N 30-08/1/10843 "О порядке оформления организациями возврата товара покупателем" указано, что возврат покупателем товара не в день покупки (после закрытия смены и снятия Z-отчета) происходит в следующем порядке: возврат денег осуществляется из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя и предъявленного кассового чека, подтверждающего факт покупки. Далее составляется расходно-кассовый ордер (форма N КО-2, утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации") с указанием фамилии, имени, отчества покупателя и его паспортных данных (или иного документа, удостоверяющего личность).
Таблица 2. Оформление в бухучете возврата товара в следующем налоговом периоде | ||||
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Денежные средства за возвращенный товар выданы покупателю | 17 700,00 | Письменное заявление покупателя, кассовый чек, расходный кассовый ордер, накладная | ||
Убыток прошлых лет по возвращенному товару | 17 700,00 | Бухгалтерская справка-расчет | ||
Сторно: Уменьшена себестоимость по возвращенному товару (оприходован товар на склад) | 17 700,00 | Письменное заявление покупателя, накладная | ||
Восстановлена ранее сторнированная торговая наценка по возвращенному товару | 7700,00 | Бухгалтерская справка-расчет | ||
Сторно: НДС с реализации по возвращенному товару | 2700,00 | Бухгалтерская справка-расчет. В книге покупок делается запись на основании РКО и при наличии всех документов, подтверждающих принятие к учету возвращенного товара. В декларации по НДС эта сумма отражается в графе 3 по строке 130 (п. 5 ст. 171 НК) |
Таблица 3. Возврат товара поставщику | ||||
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Сторно: Стоимость товара, возвращенного компании "Дельта" Сумма НДС, относящаяся к возвращенному товару |
| 10 000,00 1800,00 | "Акт о выявленных дефектах" в произвольной форме, или акт по форме N ТОРГ-12 (на усмотрение организации-покупателя); Накладная ТОРГ-12 с пометкой "Возврат товара" "Акт о возврате товара" | |
Сторно: Восстановлен НДС, ранее принятый к вычету | 1800,00 | Счет-фактура не требуется (п. 4 ст. 172 НК, постановление ФАС Московского округа от 31 октября 2008 г. N КА-А41/10192-08) | ||
Отражена задолженность продавца в расчетах по претензиям | 11 800,00 | Претензия в адрес поставщика о выявленных недостатках качества товара в произвольной форме | ||
Получены денежные средства за возвращенный товар, либо: произведен зачет взаимных требований, если товар еще не был оплачен поставщику |
|
| 11 800,00 | "Акт о взаимозачете" |
Кроме того, на "возвратный" товар составляется накладная в двух экземплярах: первый прикладывается к товарному отчету, а второй должен быть выдан покупателю как основание для получения денежной суммы за возврат товара.
Как правило, предприятия розничной торговли ведут учет с использованием счета 42 "Торговая наценка" (см. табл. 1).
Соответственно, если торговая фирма "Теплый дом" не супермаркет, а небольшой магазин, то здесь мы имеем дело с ЕНВД, где не возникнет дополнительных проблем со сторнированием НДС.
Следует также помнить, что при возврате товара в другом налоговом периоде, как и в нашем случае, используется счет 91 "Прочие доходы и расходы", потому что на счете 90 "Продажи" отражаются только операции отчетного периода (см. табл. 2).
Разбор полетов
Теперь мы подошли к моменту, когда фирма "Теплый дом" выступает в роли обиженного оптового покупателя и ей необходимо без потерь расстаться с некачественным радиатором.
Здесь существует три варианта:
Отправить некачественный товар поставщику "Дельта" и потребовать вернуть стоимость радиатора.
Обменять товар на качественный.
Списать бракованный товар в расходы. Наиболее предпочтительны первых два решения.
Но поступить придется исходя из вида договора на поставку товара и прописанных в нем условий. Конечно, самое оптимальное - составить договор, предусматривающий все возможные условия возврата товара. Но мы знаем, что договориться с поставщиком о внесении уточнений в договор иногда нереально.
Таблица 4. Списание товара без определения виновных лиц | ||||
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Отнесена на потери продажная стоимость товара | 17 700,00 | "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" по форме N ТОРГ-15 | ||
Сторно: Сумма торговой наценки | 7700,00 | Бухгалтерская справка-расчет | ||
Потери отнесены на убытки | 10 000,00 | Бухгалтерская справка-расчет "Акт о списании товаров" по форме ТОРГ-16 |
Таблица 5. Списание товара с определением виновного лица | ||||
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Отнесена на потери продажная стоимость товара | 10 000,00 | "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" по форме N ТОРГ-15 | ||
Сумма торговой наценки | 7700,00 | Бухгалтерская справка-расчет | ||
Потери отнесены на виновное лицо | 10 000,00 | Бухгалтерская справка-расчет |
Основанием для возврата является невыполнение условий заключенного договора купли-продажи, касающихся процедуры передачи товара (согласно Гражданскому кодексу).
В нашем случае налицо неустранимые недостатки (п. 2 ст. 475 ГК РФ), ведь радиатор не выполняет присущих ему функций - не греет. И даже если в нашем договоре не предусмотрены условия возврата товара, то следует обратить внимание на фразу, которая непременно присутствует в любых договорах купли-продажи: "товар - надлежащего качества". Это и есть наш "спасательный круг" - основание для возврата. И поэтому сделка в отношении товаров, не соответствующих условиям договора, считается несостоявшейся. Таким образом, в бухгалтерский учет вносятся соответствующие корректировки путем сторнировочных записей (см. табл. 3).
*
Обмен или возврат
Случаи возврата или обмена товаров:
- если продавец не предоставил возможность покупателю получить полную и достоверную информацию о приобретаемом товаре при его продаже (п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст. 12 Закона N 2300-1);
- если покупателю продан непродовольственный товар надлежащего качества, но он не подходит ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (п. 1 ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона N 2300-1). В этом случае покупатель может в течение 14 дней (не считая дня покупки) вернуть товар или обменять его на аналогичный;
- если покупателю продан товар ненадлежащего качества (п. 3 ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона N 2300-1).
*
Чтобы избежать "обратной реализации", необходимо убедительно задокументировать возврат товара, в нашем случае - составить акт на возврат и письмо-претензию с указанием даты реализации, даты и основания возврата радиатора покупателем. Для пущей убедительности можно приложить копию заявления покупателя на возврат. Тем более очень важно избежать "обратной реализации" для организаций, работающих на ЕНВД.
Самый безболезненный вариант - это замена бракованного товара на качественный, но только, если это произошло в одном и том же налоговом и отчетном периоде. Здесь есть вероятность полюбовно договориться с поставщиком и обменять товар без оформления лишних документов. Но в нашем случае это возможно сделать только по полной программе: возвращаем товар по схеме, описанной выше, и получаем исправный радиатор как новый приход. Если между продавцом и покупателем заключено соглашение о замене некачественного товара на другой, то необходимо будет оформить соответствующие документы, например "Акт о замене товара".
Уроки списания
Компания "Теплый дом" может "пожалеть" своих поставщиков и просто списать у себя бракованный радиатор. Но, конечно, данный вариант наиболее убыточен для торговой фирмы.
Дело в том, что товарные потери, возникающие в торговле, подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К ненормируемым относятся бой, лом, порча товаров, недостачи, растраты, хищения и т.п. Они возникают, как правило, вследствие нарушения условий приемки, хранения или продажи товаров, халатных действий торгового персонала и пр., т.е. являются результатом бесхозяйственности. Норм списания по таким потерям не существует, а ущерб взыскивается с виновных лиц. В этом случае оформляют "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" по форме N ТОРГ-15, а затем бракованный товар списывается. Если виновника брака не удается определить, то в бухгалтерском учете потери признаются прочими расходами в момент списания брака (см. табл. 4). Для списания внутреннего брака используется утвержденная Госкомстатом форма N ТОРГ-16 "Акт о списании товара" (постановление от 25 декабря 1998 г. N 132).
Если же виновное лицо присутствует, то при определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, а полученные доходы не учитываются (см. табл. 5).
Возврат товара - это всегда дополнительная головная боль для торговой организации и ее отдела бухгалтерии. Поэтому лучше "подстелить соломку" и очень серьезно отнестись к этому вопросу еще на стадии подписания договора с поставщиком.
Д. Сахарова
"Расчет", N 2, февраль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru