Положения о структурных подразделениях компании: как разработать правильно
Положения о структурных подразделениях (департаментах, отделах, дирекциях) закрепляют распределение "ролей" и функций между подразделениями внутри одной организации. Они не являются обязательным документом с точки зрения трудового законодательства, но помогают решать многие вопросы, связанные с организационным строительством. В статье для вас будет представлен пошаговый алгоритм для разработки положения о структурном подразделении.
Типовой шаблон положения о структурном подразделении
Требования к содержанию положений могут быть определены внутренними документами организации (например, стандартом предприятия). Если таких документов в компании нет, то при разработке положения можно использовать типовой шаблон положения о структурном подразделении (см. Таблицу 1).
В любом случае при разработке положения необходимо исходить из того, что в нем должны быть указаны:
- место в структуре организации (самостоятельное подразделение или входит в состав департамента, управления и т.д.),
- какими документами в своей деятельности руководствуется (федеральными законами, Уставом, другими документами предприятия),
- структура подразделения,
- непосредственный руководитель подразделения,
- основные задачи подразделения,
- функции, права, ответственность подразделения.
Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.
Пример 1
Пример типового шаблона положения о структурном подразделении
ОАО "ХХХ"
Утверждаю:
Генеральный директор
_____________ Ф.И.О.
"__" _______ 2009 г.
Положение об управлении/Отделе
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает цели, основные функции Управления/Отдела, а также основные направления линейного и функционального взаимодействия со структурными подразделениями ОАО "ХХХ" (далее - Общество).
2. Управление/Отдел (далее - Управление) является структурным подразделением Открытого акционерного общества "ХХХ" (далее - Общество).
3. Основными целями Управления/Отдела являются:
(Формулируются структурным подразделением)
4. Основными задачами Управления/Отдела являются:
(Формулируются структурным подразделением)
5. В своей работе Управление/Отдел руководствуется:
- нормами Конституции Российской Федерации;
- нормами международного права;
- международными договорами Российской Федерации;
- федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
- уставом Общества;
- коллективным договором.
(указать иные нормативные документы, если они имеются)
6. Управление/Отдел находится в непосредственном подчинении Директора ___________________
(указать кого).
7. Руководство работой Управления/Отдела осуществляет начальник Управления/Отдела.
8. В состав Управления/Отдела входят:
(указать структуру)
II. Функции
(Формулируются структурным подразделением)
III. Взаимоотношения управления/Отдела с другими подразделениями Общества
(Формулируются структурным подразделением)
IV. Права
Для достижений целей и задач, возложенных на Управление/Отдел, его сотрудники пользуются следующими правами:
- требовать от подразделений Общества представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела;
- представлять Общество в контактах с российскими и иностранными организациями и фирмами в рамках, определяемых руководством и должностными инструкциями, вести соответствующую переписку;
- представлять руководству Общества предложения по улучшению и повышению эффективности работы отдела.
(дополнить список при необходимости)
V. Ответственность.
1. Всю полноту ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных настоящим уставом, несет руководитель Управления/Отдела.
2. Степень ответственности устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ и локальными нормативными актами Общества.
(дополнить список при необходимости)
Рассмотрим этапы разработки положения о структурном подразделении на примере разработки положения о кадровой службе (см. Пример 2).
Положение о кадровой службе регламентирует порядок построения и функционирования системы кадрового менеджмента компании. Положение о кадровой службе устанавливает:
- статус кадровой службы в иерархической структуре компании;
- цели и задачи кадровой службы;
- функции кадровой службы компании;
- взаимоотношения кадровой службы с другими подразделениями компании;
- права и ответственность сотрудников кадровой службы.
Этапы разработки Положения о кадровой службе
1. В первую очередь необходимо изучить типовые и примерные положения, а также ранее действовавшие организационно-правовые документы.
Особенно полезно изучить типовые образцы тем специалистам, которые работают во вновь созданных фирмах, в которых нет ранее действовавших документов и опираться в работе не на что.
2. Следует также изучить организационную и распорядительную документацию компании: учредительные документы, штатное расписание и др. Цель данного этапа заключается в определении места кадровой службы в компании, зон ответственности и полномочий.
3. Составление проекта Положения, определение его структуры и содержания разделов (см. Таблицу 2).
Таблица 1
Раздел | Содержание |
1 | 2 |
1. Общие положения | Определяется место кадровой службы в организационной иерархии |
2. Цели кадровой службы | Формулируются основные цели службы, которые, безусловно, должны соответствовать стратегии компании и организационным целям |
3. Задачи кадровой службы | Цели кадровой службы конкретизируются в системе задач |
4. Структура кадровой службы | Описывается структура кадровой службы, возможно включение в данный раздел оргструктуры службы |
5. Функции кадровой службы | Описываются функции службы по основным направлениям работы в области управления персоналом: 1. Кадровое планирование (определение качественной и количественной потребности в персонале). 2. Рекрутмент и адаптация новых сотрудников (поиск и привлечение,отбор лучших кандидатов, адаптация). 3. Обучение и развитие персонала (повышение квалификации, формирование кадрового резерва и работа с ним, развитие и планирование карьеры). 4. Деловая оценка персонала (оценка рабочих показателей, контроль трудовой и исполнительской дисциплины). 5. Мотивация и стимулирование труда (формирование системы материального и морального стимулирования труда, системы социальной защиты и льгот). 6. Совершенствование корпоративной культуры (мониторинг социально-психологического климата, разработка и внедрение норм и правил, информационное обеспечение сотрудников). 7. Кадровое делопроизводство |
6. Взаимодействие с подразделениями | Описывается система взаимодействия (процедура вертикальной и горизонтальной коммуникации) кадровой службы со структурными подразделениями компании |
7. Права сотрудников кадровой службы | Прописываются основные полномочия кадровой службы, такие, например, как право требовать от руководителей подразделений материалы (сведения, планы, отчеты), необходимые для реализации целей и задач службы |
8. Ответственность сотрудников кадровой службы | Указывается степень ответственности руководителя службы и ее сотрудников |
4. Обсуждение с руководством компании проекта Положения. Цель данного этапа заключается в выяснении мнения руководства по поводу разрабатываемого документа, его назначения и принципиальных положений. Важнейшее условие развития кадровой службы компании - позиция высшего руководства, так как невозможно рассчитывать на успех, если высшее руководство не относит проблему управления людьми к числу ключевых приоритетов работы компании. К обсуждению нужно привлечь и руководителей ведущих структурных подразделений.
Часто в компаниях возникает ситуация непонимания менеджерами среднего звена круга задач и функций кадровой службы, так как они видят в ней лишь подразделение, основная задача которого - ведение кадрового делопроизводства. Поэтому их участие в обсуждении содержания Положения о кадровой службе поможет изменить сложившиеся стереотипы и представления.
5. Согласование и подписание документа.
Положение должно содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки. Положение подписывает руководитель кадровой службы и утверждает руководитель компании. Сотрудники кадровой службы должны быть ознакомлены с Положением под расписку.
Положение является фундаментом, на котором строит свою работу кадровая служба. Оно закрепляет ее статус, полномочия и уровень ответственности и является базовым документом, на основании которого разрабатываются должностные инструкции сотрудников кадровой службы.
Пример 2
Пример Положения об Управлении кадров
Утверждаю:
Генеральный директор
ОАО "Мечта"
________ Петров А.В.
"__" _______ 2009 г.
Положение об Управлении кадров
I. Общие положения
1. Управление кадров (далее - Управление) является структурным подразделением Открытого акционерного общества "Мечта" (далее - Общество).
2. Основными целями Управления являются:
- повышение производительности труда посредством разработки и внедрения системы управления персоналом, направленной на максимальную реализацию потенциала персонала Общества;
- разработка и осуществление кадровой политики Общества;
- формирование имиджа "предпочтительного работодателя" в глазах работников Общества и на внешнем рынке труда.
3. Основными задачами Управления являются:
- участие в разработке и реализации стратегии, целей и бизнес-планов Общества в части обеспечения его трудовыми ресурсами;
- аналитическое и методическое обеспечение (отчеты, справки, записки и т.д.) принятия руководством Общества управленческих решений по кадровым вопросам;
- разработка и реализация комплекса планов и программ по работе с персоналом с применением современных методов и технологий управления персоналом;
- прогнозирование и планирование потребности Общества в персонале;
- обеспечение подразделений Общества квалифицированным, профессионально подготовленным персоналом;
- закрепление в Обществе работников требуемых специальностей и квалификации;
- формирование и подготовка резерва кадров на выдвижение на руководящие должности на основе политики планирования карьеры, развертывания системы непрерывной подготовки работников с использованием практики оценок, ротации, переподготовки, повышения квалификации и стажировки;
- улучшение качественного состава персонала, формирование системы обучения персонала, создание условий, стимулирующих рост профессиональной компетенции всех работников берегового и плавающего состава;
- достижение максимальной эффективности труда работников всех уровней на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, рационализации структуры и штата, укрепление дисциплины труда;
- совершенствование системы морального стимулирования работников Общества;
- создание системы оценки персонала и результатов деятельности работников Общества;
- обеспечение социальной защищенности персонала Общества в соответствии с законодательством (обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение и т.д.);
- создание системы кадрового учета и документирования трудовой деятельности работников Общества;
- обеспечение соблюдения норм трудового права в работе с персоналом Общества;
- развитие внутрикорпоративной коммуникации и участие во внешних PR-акциях с целью формирования статуса Общества как "предпочтительного работодателя";
- изучение рынка труда, проведение анализа движения кадров Общества, оценки уровня удовлетворенности персонала, морально-психологического климата в коллективе и других исследований;
- укрепление связей Общества с отраслевыми учебными заведениями.
4. В своей работе Управление руководствуется:
- нормами Конституции Российской Федерации;
- нормами международного права;
- международными договорами Российской Федерации;
- федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
- уставом Общества;
- коллективным договором и иными внутренними нормативными актами Общества;
- настоящим положением.
5. Управление находится в непосредственном подчинении генерального директора Общества.
6. Руководство работой Управления осуществляет директор по персоналу в соответствии с должностной инструкцией.
7. Директор по персоналу назначается на должность и освобождается от нее Советом директоров Общества и является членом Правления Общества.
8. Структуру и штат Управления утверждает генеральный директор Общества по представлению директора по персоналу.
II. Функции
1. Управление кадров Общества выполняет следующие функции:
- разработку и осуществление кадровой политики Общества;
- участие в разработке бизнес-планов Общества в части обеспечения его трудовыми ресурсами;
- прогнозирование и планирование потребности в кадрах, оптимизация численности персонала в Обществе;
- организацию и проведение работы по подбору кадров, изучение рынка труда;
- анализ состава, деловых и других качеств работников Общества с целью их рациональной расстановки, подбора кадров на замещение должностей, создания соответствующих условий для творческой деятельности, повышения образовательного и квалификационного уровня;
- организацию работы по изучению деловых качеств и других индивидуальных особенностей работников Общества с целью подбора кадров в резерв на выдвижение;
- правильное и своевременное комплектование подразделений Общества квалифицированным, компетентным, профессионально подготовленным персоналом;
- анализ расстановки персонала, исследование эффективности штатной структуры Общества;
- предоставление руководству Общества предложений по улучшению использования персонала;
- подготовку и организацию обучения, проверки знаний и аттестации персонала Общества;
- документирование трудовой деятельности работников Общества, ведение установленной кадровой документации;
- ведение учета стажа работников Общества;
- участие в разработке локальных нормативных актов Общества;
- подготовку материалов для представления работников к поощрениям и награждениям;
- подготовку документов для начисления пенсий работникам Общества;
- обеспечение социальной защищенности персонала в соответствии с законодательством (обязательное медицинское страхование и т.д.);
- бюджетирование расходов на обучение, подбор кадров и других расходов, связанных с персоналом;
- изучение движения персонала, причин текучести, разработка мероприятий по снижению текучести кадров;
- контроль за исполнением руководителями структурных подразделений Общества постановлений, приказов и распоряжений по вопросам работы с персоналом;
- организацию контроля за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях Общества и соблюдением работниками Правил внутреннего трудового распорядка;
- составление установленной отчетности по кадровым вопросам;
- подготовку документов к архивному хранению;
- организацию практики учащихся отраслевых учебных заведений в подразделениях Общества;
- ведение учета рабочего времени и времени отдыха работников;
- контроль за прохождением ежегодного медицинского осмотра работниками;
- анализ сложившейся системы материального и морального стимулирования работников Общества;
- организацию исследований мотивационной структуры персонала, уровня удовлетворенности, причин удовлетворенности и неудовлетворенности сотрудников своей работой и др.
исследований;
- разработку рекомендаций по улучшению социально-психологического климата в коллективе;
- исследование и анализ организационной структуры Общества;
- изучение направленности трудовых конфликтов;
- проведение разъяснительной работы, предшествующей нововведениям;
- индивидуальное консультирование персонала по актуальным кадровым вопросам;
- подготовку проектов приказов, справок и др. аналитических документов по работе с персоналом в рамках своей компетенции.
III. Взаимоотношения управления кадров с другими подразделениями Общества.
Управление взаимодействует со всеми структурными подразделениями Общества по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
IV. Права
Управление имеет следующие права:
получать от структурных подразделений Общества материалы (планы, отчеты и т.д.), необходимые для осуществления работы, входящей в компетенцию управления.
изучать документацию по подразделениям Общества в объеме и рамках, определенных настоящим Положением;
осуществлять связь с другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
вести прием посетителей по кадровым вопросам. Указания Управления в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями Общества.
V. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на Управление функций и задач несет директор по персоналу.
2. Степень ответственности других работников устанавливается в соответствии с должностными инструкциями, внутренними нормативными документами Общества и действующим законодательством.
Г. Погодина,
директор по управлению персоналом
компании Iveco в России
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 12, декабрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.