Соблюдение правил противопожарной безопасности
В настоящее время участились случаи возгорания зданий, в том числе и принадлежащих учреждениям образования. Поэтому соблюдению правил противопожарной безопасности в целях защиты жизни и здоровья учащихся и воспитанников, сохранению государственного или муниципального имущества в образовательных учреждениях должно уделяться особое внимание. Контроль над состоянием противопожарной безопасности осуществляется пожарными инспекторами. В данной статье рассмотрим, что является предметом их проверки, какими полномочиями обладают пожарные инспекторы, кто несет ответственность за нарушение норм пожарной безопасности. Кроме того, определим, какие основные затраты производятся учреждениями в целях соблюдения противопожарной безопасности и разберем порядок их отражения в бюджетном учете.
Контроль над соблюдением противопожарной безопасности
В образовательных учреждениях контроль над соблюдением правил противопожарной безопасности осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 820*(1) (далее - Положение N 820), органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
- организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности;
- проводят в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности;
- ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
- осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по осуществлению надзора;
- осуществляют взаимодействие с учреждениями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Права пожарных инспекторов. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору согласно п. 9 Положения N 820 вправе:
- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время);
- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
- давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
- приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях) деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Такая мера принимается ими, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Однако положения Федерального закона N 294-ФЗ*(2) ограничивают права должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении проверки. Так, согласно п. 15 этого закона должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, осуществлять плановые и внеплановые проверки при отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемых учреждений, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю. А также они не могут требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю, изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.
Виды проверок. Пожарные инспекторы проводят как плановые, так и внеплановые проверки.
Плановыми называются проверки, которые устанавливаются ежегодным планом, утверждаемым руководителем регионального отделения государственного пожарного надзора. Причем проводить подобные мероприятия у одного и того же учреждения разрешается не чаще чем один раз в три года (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
В приложении к Постановлению Правительства РФ N 944*(3) определено, что в отношении учреждений дошкольного и начального общего образования, а также основного общего и среднего (полного) общего образования проведение плановых проверок противопожарной безопасности пожарными инспекторами осуществляется с периодичностью не чаще чем один раз в год.
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет (а для вышеуказанных учреждений - года) со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
- начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки противопожарной безопасности, в частности, является:
- истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- поступление в органы пожарного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления из СМИ о возникновении угрозы причинения или причинении вреда жизни, здоровью граждан;
- приказ (распоряжение) руководителя органа пожарного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
Плановая и внеплановая проверки могут проводиться в форме документарной и (или) выездной проверки (п. 11 ст. 9, п. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ)
Основание на проведение мероприятий по контролю. Мероприятие по контролю осуществляется на основании распоряжения (приказа) органов государственного пожарного надзора. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ в данном документе, кроме указания его номера и даты, наименования органа пожарного надзора, фамилии, имени, отчества и должности лица (лиц), уполномоченных на проведение подобного мероприятия, наименования проверяемой организации, должны быть определены цели, задачи и предмет, правовые основания проведения, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, а также дата начала и окончания.
Заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного пожарного надзора о проведении мероприятия по контролю предъявляется должностным лицом, его осуществляющим, руководителю или иному должностному лицу проверяемого учреждения, одновременно со служебным удостоверением.
Обратите внимание: мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ продолжительность проведения мероприятия по контролю противопожарной безопасности не должна превышать 20 рабочих дней. Лишь при необходимости специальных исследований (испытаний), экспертиз на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего контроль, руководителем органа государственного пожарного надзора или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Предмет контроля. Требования по противопожарной безопасности определены Приказом МЧС РФ N 313*(4), именно на соответствие произведенных учреждением противопожарных мероприятий установленным требованиям и обращают внимание пожарные инспекторы.
Перед началом проведения проверки пожарный инспектор обязан ознакомиться с приказом, утвержденным руководителем учреждения, и инструкцией о пожарной безопасности.
Приказ руководителя, помимо установления ответственных за пожарную безопасность сотрудников, должен определять порядок осмотра помещения в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа сотрудников учреждения (п. 15 Приказа МЧС РФ N 313).
Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и так далее), исправности электрооборудования (проводки, розеток) наличию автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка. Пожарные рукава следует укомплектовать соединительными головками, пожарным стволом и соединить с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно правилам пожарной безопасности. Критерием служит площадь здания и материалов, которые могут загореться. Перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в Приказе МЧС РФ N 313. Подключение сигнализации и противопожарной установки в большинстве случаев требует больших затрат. Но инспекторы проверяют наличие их очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и так далее) должны быть исправными, огнетушители - проверенными.
Особые требования определены гл. IV и V Приказа МЧС N 313 в отношении научных учреждений, учебных заведений и детских дошкольных учреждений.
Порядок оформления результатов контроля. После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения.
Кроме того, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения.
При отказе в ознакомлении с актом проверки представителем организации, а также лицом, присутствовавшим при ее проведении, этот факт необходимо зафиксировать в данном в акте.
Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.
К акту о проведении пожарной проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен. В нем должностным лицом органа государственного пожарного надзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете данного мероприятия, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку, и его (их) подпись.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица, или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности, должностные лица органа государственного пожарного надзора, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.
Основные нарушения. Обобщая результаты проверок учреждений пожарными инспекторами можно сделать вывод, что наиболее частыми нарушениями требований пожарной безопасности, приводящими к возникновению пожаров, являются:
- нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики;
- некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов;
- нарушение требований Правил пожарной безопасности, Правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.);
- курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска;
- пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов;
- отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц;
- загромождение проездов к зданиям и сооружениям.
Ответственность за нарушения противопожарной безопасности
Персональная ответственность за соблюдение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (ст. 37 Закона N 69-ФЗ*(5)), а также на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Административная ответственность. Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 руб., на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб., на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб., на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 руб., для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. А также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.
Уголовная ответственность. За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 руб., максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).
Учет расходов по проведению мер противопожарной безопасности
Самыми распространенными затратами, которыми сопровождается обеспечение пожарной безопасности,- это установка в учреждении приборов и аппаратуры противопожарной сигнализации и приобретение первичных средств пожаротушения.
Расходы по установке системы противопожарной сигнализации. Одной из основных профилактических мер по предупреждению пожаров является установка приборов и аппаратуры противопожарной сигнализации (далее - система противопожарной сигнализации). В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - Классификатор), приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Постановление Правительства РФ N 1*(6) относит систему противопожарной сигнализации к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет.
Для проведения работ по монтажу пожарной сигнализации учреждение заключает договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение подобного рода работ. В зависимости от предмета договора, заключенного со этой организацией, определяется порядок отражения операций по установке системы противопожарной сигнализации в бюджетном учете. Рассмотрим два возможных варианта выполнения вышеуказанных работ:
1. Предметом договора является только оказание услуг по установке системы противопожарной сигнализации.
2. Предметом договора является выполнение работ по монтажу системы противопожарной сигнализации, в сметную стоимость которого включается и стоимость оборудования.
При первом варианте учреждение осуществляет затраты по приобретению приборов и аппаратуры системы противопожарной сигнализации и оплате услуг по ее установке, то есть в рамках одного договора приобретается оборудование, а по другому договору оказываются услуги по его монтажу.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н*(7), при приобретении оборудования учреждение производит его оплату по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Оплату услуг по наладке системы пожаротушения вышеуказанный приказ относит на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Система пожарной сигнализации должна отражаться в учете как обособленный объект основных средств. Поскольку согласно п. 11 Инструкции N 148н*(8) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которая в свою очередь представляет сумму фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, все затраты по приобретению и установке системы противопожарной сигнализации включаются в ее первоначальную стоимость и изначально собираются на счете 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства".
К бюджетному учету система пожарной сигнализации принимается в качестве объекта основных средств по сформированной первоначальной стоимости.
Рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете затрат по приобретению и установке системы пожарной сигнализации.
Пример 1
За счет бюджетных средств учреждением приобретена аппаратура для установки противопожарной сигнализации стоимостью 80 000 руб. и заключен договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 75 000 руб. По окончании монтажа участниками договора был подписан акт оказанных услуг.
В бюджетном учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретена аппаратура системы пожарной сигнализации | 1 10601 310 | 1 30219 730 | 80 000 |
Оказаны услуги по монтажу системы пожарной сигнализации | 1 10601 310 | 1 302 09 730 | 75 000 |
Прията к учету введенная в эксплуатацию система пожарной сигнализации (80 000 + 75 000) руб. | 1 101 04 310 | 110601 410 | 155 000 |
При втором варианте специализированная организация выполняет работы в рамках одного договора, который включает весь спектр услуг по введению в действие системы противопожарной сигнализации, а также приобретение аппаратуры. То есть исполнитель берет на себя осуществление всех расходов, связанных с установкой системы противопожарной сигнализации. В этом случае расходы по оплате договора на организацию и проведение работ в рамках текущей деятельности заказчик должен относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В первичных документах (счете-фактуре, акте) будет указано, что проведены работы по монтажу системы противопожарной сигнализации.
Пример 2
Учреждением заключен договор со сторонней организацией на монтаж системы противопожарной сигнализации. Сметная стоимость работ с учетом стоимости аппаратуры составила по договору 150 000 руб. Оплата производится за счет бюджетных средств. По окончании работ подписан акт выполненных работ по монтажу системы противопожарной сигнализации.
В бюджетном учете учреждения данная операция будет представлена следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумм а, руб. |
Отражены в учете выполненные работы по монтажу системы противопожарной сигнализации | 110601310 | 1 302 09 730 | 150 000 |
Прията к учету введенная в эксплуатацию система противопожарной сигнализации | 1101 04 310 | 1 10601 410 | 150 000 |
Произведена оплата выполненных работ | 1 302 09 830 | 1 30405 226 | 150 000 |
Расходы по обслуживанию сигнализации. Затраты, связанные с осуществлением мер противопожарной безопасности, не ограничиваются расходами на установку системы противопожарной сигнализации. Установка сигнализации сопряжена еще и с заключением договора на ее обслуживание. Обслуживание сигнализации, как правило, подразумевает не только реагирование на поступивший сигнал, но и проведение профилактических работ по поддержанию сигнализации в рабочем состоянии. Если система находится на балансе учреждения, то затраты по таким услугам в бухгалтерском учете относят на расходы и учитываются по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Пример 3
Учреждением заключен договор со специализированной организацией на обслуживание противопожарной сигнализации. Сумма ежемесячной платы составляет 6 000 руб. Оплата производится за счет бюджетных средств на основании предъявленного счета-фактуры и акта.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оказаны услуги по обслуживанию противопожарной сигнализации | 1401 01 225 | 1 302 08 730 | 6 000 |
Произведена оплата оказанных услуг | 1 302 08 830 | 1 30405 225 | 6 000 |
Расходы по эксплуатации системы противопожарной сигнализации. Для поддержания средств пожаротушения в исправном состоянии учреждение периодически должно проводить профилактический ремонт. В этих целях могут приобретаться запасные части.
Пример 4
Учреждением заключен договор со специализированной организацией на проведение ремонта отдельных частей пожарной сигнализации, стоимость работ - 50 000 руб. Для ремонта за счет бюджетных средств учреждением приобретены запасные части на сумму 10 000 руб.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету запасные части для ремонта противопожарной сигнализации | 110506 340 | 1 302 22 730 | 10 000 |
Произведена оплата запасных частей | 1 302 22 830 | 1 30405 340 | 10 000 |
Оказаны услуги по ремонту противопожарной сигнализации | 1401 01 225 | 1 302 08 730 | 50 000 |
Произведена оплата услуг по ремонту противопожарной сигнализации | 1 302 08 830 | 1 30405 225 | 50 000 |
Списаны запасные части | 1401 01 272 | 1 105 06440 | 10 000 |
Первичные средства пожаротушения. Вторым наиболее распространенным мероприятием по обеспечению пожарной безопасности является приобретение учреждением первичных средств пожаротушения, а именно: огнетушители, пожарные стенды, пожарный инвентарь и другие. Согласно Классификатору вышеперечисленные средства пожаротушения относятся к основным средствам как оборудование для пожаротушения (код 14 2944020), а в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1 - к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Поскольку первичные средства пожаротушения относятся к основным средствам, порядок отражения их поступления в бюджетном учете будет идентичен порядку учета системы противопожарной сигнализации.
Учет затрат по приобретению средств противопожарной безопасности
Порядок учета затрат, связанных с приобретением объектов основных средств, относящихся к средствам противопожарной безопасности, зависит от их стоимости.
Так, затраты по приобретению объектов основных средств:
- стоимостью до 3 000 руб. учитываются в расходах единовременно при выдаче их в эксплуатацию и сопровождаются проводкой:
Дебет счетов 1 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 101 00 000 "Основные средства"
- стоимостью от 3 000 до 20 000 руб. также учитываются в расходах единовременно при вводе их в эксплуатацию путем начисления амортизации в размере 100% балансовой стоимости;
- стоимостью свыше 20 000 руб. учитываются в расходах постепенно в виде начисленных в установленном порядке амортизационных отчислений. Как указывалось выше, средства пожарной безопасности относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 61 до 84 месяцев включительно. Поэтому в расходы учреждения ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов основных средств к бюджетному учету, будет включаться сумма амортизационных отчислений, равная частному от деления первоначальной стоимости объектов основных средств на 61 или 84.
В соответствии с п. 49 Инструкции N 148н начисление амортизации отражается следующей проводкой:
Дебет счетов 1 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 1 (2) 104 00 000 "Амортизация"
И. Шиндер,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре".
*(2) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(3) Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
*(4) Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
*(5) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
*(6) Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
*(7) От редакции: на регистрации в Минюсте находится новый Приказ Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
*(8) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"