Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций"
Из названия опубликованного закона становится понятным, что он направлен на пересмотр некоторых норм законодательства в области функционирования хозяйственных обществ и требований к ним при изменении уставного капитала или стоимости чистых активов Общества.
Оплата долей и акций путем зачета требований к Обществу
Новая норма разрешает в определенных законодательством случаях в счет оплаты долей или акций Общества производить зачет обязательств Общества. Ранее действовал категоричный запрет на такие действия. Теперь требования стали мягче, и указанные правоотношения допускаются в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
Действие нормы распространяется на акционерные общества при оплате дополнительных акций АО (п. 2 ст. 99 Гражданского кодекса РФ). А также на общества с ограниченной ответственностью при оплате долей уставного капитала, образованных в результате увеличения уставного капитала ООО (п. 2 ст. 90 Гражданского кодекса РФ). Исключение составляют кредитные организации, в отношении них наоборот введен запрет: оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1).
В связи с этим появились и соответствующие поправки в законах об Обществах. Так, в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" добавлена такая норма: общее собрание участников Общества может принять решение о зачете денежных требований участников к Обществу вместо внесения ими дополнительных вкладов (п. 4 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Одновременно, таким же правом наделяются третьи лица, приобретающие вклады, они могут в счет оплаты этих вкладов зачесть свои денежные требования к Обществу. При этом необходимо соблюсти одно существенное условие. Такое решение должно быть принято всеми участниками Общества единогласно.
Для учредителя Общества норма о возможности оплаты доли в уставном капитале Общества путем зачета также стала более лояльна. Отныне он вправе оплатить долю в уставном капитале Общества путем зачета его требований к Обществу.
Для акционерных обществ (АО, ЗАО) поправки такие. Оплата дополнительных акций путем зачета денежных требований к Обществу допускается в случае их размещения посредством закрытой подписки (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Помимо данного нововведения изменения, внесенные опубликованным законом в отношении функционирования акционерных обществ, более масштабные. Рассмотрим их отдельно.
Уменьшение уставного капитала акционерного общества
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с 31 декабря 2009 года дополнен новыми нормами. Сначала рассмотрим, как изменился порядок взаимодействия сторон при уменьшении уставного капитала общества. В этом вопросе наблюдаются значительные изменения, которые направлены на поддержку и защиту прав кредиторов.
Так, ранее Общество должно было извещать о таком решении своих кредиторов (письменно в течение 30 дней) с одновременной публикацией уведомления в печати. Теперь Общество обязано сообщить о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (налоговая служба), и срок для этого определен всего три рабочих дня (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Кредиторы смогут узнать о решении Общества уменьшить уставный капитал из специального печатного издания. Общество обязано дважды (ранее один раз) опубликовать соответствующее уведомление: в течение трех рабочих дней после принятия решения и через месяц.
Какую информацию Общество обязано довести до государственного органа и своих кредиторов? Это (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ):
- полное и сокращенное наименование общества, сведения о месте нахождения общества;
- размер уставного капитала общества и вели чина, на которую он уменьшается;
- способ, порядок и условия уменьшения уставного капитала общества;
- описание порядка и условий заявления кредиторами общества требований с указанием адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества (дополнительных адресов), способов связи с обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.).
Вместе с тем изменился и порядок заявления кредиторами о своих требованиях к Обществу. Ранее кредиторы могли потребовать от Общества досрочно прекратить или исполнить обязательства Общества с возмещением убытков в течение 30 дней (включая нерабочие) от даты направления им персонального уведомления или опубликования Обществом соответствующего сообщения в СМИ.
Теперь данная норма расширена и стала более последовательной. Правом требовать удовлетворения своих интересов, наделены только те кредиторы, у которых такие права возникли до опубликования уведомления в печати. Срок остался тот же 30 дней, но отныне он отсчитывается от даты последней публикации уведомления (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Кроме того, вначале кредитор может потребовать от Общества досрочного исполнения соответствующего обязательства, и только когда исполнить обязательство невозможно кредитор вправе требовать прекращения обязательств и возмещения убытков. В дополнение ко всему, законодатели ввели срок исковой давности для обращения в суд по данному вопросу. Кредитор может обратиться в суд с требованием в течение шести месяцев со дня последней публикации уведомления Общества (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Однако опубликованный закон предусмотрел поправки и в интересах Общества. Чтобы исключить злоупотребления кредиторов, суд имеет право вынести решение в пользу Общества, отказав в удовлетворении требований кредиторов. Для этого, Общество должно доказать, что в результате уменьшения его уставного капитала права кредиторов не нарушаются. Или предоставить достаточное обеспечение для надлежащего исполнения оспариваемого обязательства.
Порядок приведения в соответствие величины уставного капитала
Если стоимость чистых активов Общества оказывается меньше его уставного капитала, то Обществу необходимо предпринять ряд мер. Новая редакция статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ содержит совершенно иной порядок правоотношений в данном вопросе, чем тот, который действовал до 31 декабря 2009 года.
Так, если по окончании второго финансового года (или каждого из последующих) стоимость чистых активов Общества окажется меньше его уставного капитала, то совет директоров (наблюдательный совет) Общества обязан включить в состав годового отчета раздел о состоянии его чистых активов. В обновленном пункте 5 статьи 35 указанного выше закона закреплен перечень информации, обязательной к отражению в данном разделе. Это показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала Общества за три последних полных года, результаты анализа причин снижения стоимости чистых активов, перечень мер по приведению стоимости чистых активов до величины уставного капитала.
Видно, что новое правило носит уведомительный характер и не побуждает Общество к крайним мерам. То есть, в первый год, когда стоимость чистых активов упадет ниже уровня уставного капитала, Общество не обязано объявлять об уменьшении своего уставного капитала, как это требовалось ранее.
И только если, в следующем финансовом году за тем, в котором произошло такое снижение, стоимость чистых активов все еще останется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано принять действенные меры (п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Весь этот год организация обязана мониторить динамику стоимости чистых активов. И в случае, если она окажется меньше уставного капитала более чем на 25 процентов по окончании трех, шести, девяти или двенадцати месяцев, необходимо дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в специальном печатном издании уведомление о снижении стоимости чистых активов Общества (п. 7 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Такое уведомление аналогично уведомлению, которое Общество обязано опубликовать при принятии решения об уменьшении уставного капитала. В уведомлении отражаются как показатели, характеризующие динамику стоимости чистых активов, сами объемы чистых активов, так и описание порядка заявления требований к Обществу и реквизиты местонахождения и связи. Далее мы не будем описывать порядок действий кредиторов. Эти нормы абсолютно идентичны тем, что введены для случаев правоотношений при уведомлении об уменьшении уставного капитала, включая новшество о сроке исковой давности.
Вернемся к мерам, которые Общество обязано предпринять, если стоимость чистых активов второй год подряд ниже величины уставного капитала Общества, в том числе более чем на 25 процентов. Общество обязано принять одно из двух решений:
- об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;
- о ликвидации.
Законодатели установили для принятия такого решения срок - не позднее чем через шесть месяцев после окончания года. Практически это тот же крайний срок, в который должно быть проведено годовое общее собрание акционеров.
Обратите внимание: ранее АО должно было принять решение о ликвидации только в случае, если со второго (или последующего) года стоимость чистых активов Общества оказывалась меньше величины минимального уставного капитала, закрепленного статьей 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ. Эта норма также сохранилась. При этом для принятия решения установлен конкретный срок, он такой же - не позднее шести месяцев после окончания финансового года (п. 11 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Добавим, что в данном вопросе законодатели отошли от применяемого ранее правила "исполнено в разумный срок". Теперь в статье 35 закона об акционерных обществах указаны реальные сроки. Поэтому и такая норма, как предъявление в суд требования государственных органов о ликвидации Общества в случае нарушения им сроков принятия решения или публикации уведомления о снижении стоимости чистых активов, обретает также конкретные сроки. К примеру, если АО не примет решение об уменьшении уставного капитала до величины стоимости чистых активов 30 июня, то 1 июля регистрирующий орган вправе заявить в суд о ликвидации Общества.
Отметим еще один нюанс в данном вопросе. В предыдущей редакции закона об акционерных обществах наблюдался неоднозначный подход к оценке величины стоимости чистых активов. Законодательство разрешало применять и оценку, сформированную для бухгалтерской отчетности, и аудиторскую оценку. Теперь ссылку на использование оценки стоимости чистых активов по результатам аудиторской проверки исключили. Напомним, что акционерные общества при определении стоимости чистых активов, в частности, руководствуются ПБУ 4/99 (приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н), приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", а также совместным приказом Минфина России N 10н и ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
Все выше указанные правила не применяются кредитными организациями, созданными в форме АО. Порядок приведения в соответствие величины уставного капитала и стоимости чистых активов таких организаций установлен федеральным законом о банкротстве кредитных организаций (п. 13 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Укажем еще о поправках, внесенных в закон об акционерных обществах. Они коснулись сроков составления протокола об итогах голосования общего собрания акционеров и самого протокола общего собрания акционеров. Ранее действующий срок (15 дней) изменен на три рабочих дня.
В заключение приведем еще одно новшество. Норма пункта 2 статьи 100 Гражданского кодекса РФ, запрещавшая увеличение уставного капитала акционерного общества для покрытия понесенных им убытков, с 31 декабря 2009 года отменена.
Новые сведения в государственном реестре
Как сказано выше, кредиторы смогут узнать о принятом решении Общества об уменьшении уставного капитала или снижении стоимости чистых активов ниже уровня уставного капитала из специальных СМИ, в которых публикуется данные о государственной регистрации юридических лиц. А вот в регистрирующий орган такие сведения АО обязано будет представлять самостоятельно и в указанные сроки.
Для этого в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ внесены соответствующие поправки, в соответствии с которыми единый государственный реестр юридических лиц дополнен еще двумя подпунктами (пункта 1 статьи 5):
пункт "у" - сведения о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала;
Пункт "ф" - стоимость чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода.
В первом случае срок для представления аналогичен установленному в законе об акционерных обществах - в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении (к заявлению должно прилагаться само решение). Во втором случае срок подачи заявления совпадает с представлением ежеквартальной бухгалтерской отчетностью.
Отметим, что формы рассматриваемых заявлений не утверждены. Значит, сведения можно будет подавать в произвольной форме, ориентируясь на обязательный перечень информации, указанный в пункте 2 статьи 30 и пункте 8 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
Обратите внимание: в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ внесена благоприятная для всех налогоплательщиков (включая предпринимателей) поправка. Теперь срок для представления изменений, вносимых в государственные реестры, который был установлен как "три дня", заменен тремя рабочими днями. Точно так же изменился срок представления решения о ликвидации юридического лица.
Облигации, обеспеченные поручительством
Опубликованным законом расширена норма об облигациях, обеспеченных поручительством, закрепленная Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Откорректирована статья 27.4 этого закона и введена новая 27.5-4.
Справка: по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).
В статью 27.4 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ добавили правило о том, кто может явиться поручителем по договору поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям. Поручителем вправе выступить:
- коммерческие организации, стоимость чистых активов которых не меньше суммы (размера) предоставляемого поручительства;
- государственные корпорации или государственная компания, если предоставление ими поручительства допускается федеральным законом;
- указанные в законе международные финансовые организации (подп. 3 п. 2 ст. 51.1).
Кроме того, ранее договор поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, мог предусматривать только солидарную ответственность поручителя и эмитента за неисполнение (ненадлежащее исполнение) эмитентом обязательств по облигациям. Теперь необходимо соблюдение и второго условия. Срок действия поручительства должен превышать срок исполнения обязательств по облигациям не менее чем на один год.
Новая статья 27.5-4 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ регламентирует особенности эмиссии облигаций хозяйственным обществом. В том числе, закреплены условия эмиссии, ограничения и исключения из этих правил.
И.М. Акиньшина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.