Должно ли АУ руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету?
Минюст 04.02.2010 зарегистрировал Приказ Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н, согласно которому в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, внесены изменения. Обозначенный приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (с 02.03.2010) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010. Одно из нововведений связано с расширением списка лиц, которые должны руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету. В него теперь входят некоммерческие организации, отвечающие определенным требованиям. Распространяются ли поправки на автономные учреждения?
В соответствии со ст. 165 БК РФ единая методология бюджетного учета устанавливается Минфином. В настоящее время единый порядок ведения бюджетного учета предусмотрен Инструкцией по бюджетному учету. При этом список лиц, которые должны руководствоваться этой инструкцией, приведен в п. 1 (изменен Приказом Минфина РФ N 152н). Как и прежде, в этот список входят:
- органы государственной власти (государственные органы);
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;
- органы местного самоуправления (муниципальные органы);
- бюджетные учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ;
- органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (органы казначейства);
- финансовые органы и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов (финансовые органы).
Кроме того, теперь к категории лиц, на которых распространяется действие Инструкции по бюджетному учету, относятся также иные некоммерческие организации, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не являющиеся участниками бюджетного процесса, осуществляющие ведение бюджетного учета. Разберемся, подразумеваются ли под иными некоммерческими организациями автономные учреждения.
Кто создает АУ?
Согласно п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(1) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Таким образом, учредителем АУ является РФ, субъект РФ или муниципальное образование.
Является ли АУ участником бюджетного процесса?
В соответствии с п. 1 ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса признаются:
- Президент РФ;
- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Центральный банк РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
В свою очередь, к получателям бюджетных средств относятся имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета:
- орган государственной власти (государственный орган);
- орган управления государственным внебюджетным фондом;
- орган местного самоуправления, орган местной администрации;
- бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Получается, АУ не относится к получателям бюджетных средств. На это уже не раз обращало внимание Минэкономразвития (см., например, письма от 10.12.2009 N Д22-1527, от 05.08.2009 N Д05-3927, N Д05-3930, от 02.02.2009 N Д05-494, от 18.01.2008 N Д04-90).
Исходя из изложенного, делаем вывод: АУ не является участником бюджетного процесса.
Итак, мы выяснили, что АУ отвечает двум требованиям из трех, предъявляемым к некоммерческим организациям, на которых распространяется действие положений Инструкции по бюджетному учету. Разберемся с последним требованием.
Должно ли АУ вести бюджетный учет?
В пункте 11 ст. 2 Закона об автономных учреждениях зафиксировано: АУ обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Закона о бухгалтерском учете*(2), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Согласно пп. "а" п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. В организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи, бухгалтерский учет ведется по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н. Кредитные организации пользуются инструкцией, разработанной специально для них (утверждена ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П). Кроме того, для страховых организаций и организаций агропромышленного комплекса разработаны дополнительные разъяснения по применению Приказа Минфина РФ N 94н (утверждены Приказом Минфина РФ от 04.09.2001 N 69н и Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 N 654 соответственно). На основании приведенных выкладок получается, что АУ должны руководствоваться так называемым коммерческим планом счетов. Считаем, бюджетный учет они должны вести только в том случае, если в нормативном правовом акте прямо будет указана эта обязанность.
Кто же тогда на сегодняшний день попадает в список иных, помимо бюджетных учреждений, некоммерческих организаций, которые должны применять Инструкцию по бюджетному учету? К таковым, например, относится Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". Согласно п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях*(3) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" создана РФ с целью проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона о Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"*(4)). В пункте 2 ст. 12 этого закона указано: корпорация в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, ведет учет государственного запаса специального сырья и делящихся материалов и представляет соответствующую отчетность. В состав годовой бухгалтерской отчетности корпорации наряду с отчетностью, предусмотренной законодательством РФ о бухгалтерском учете, подлежат включению отчет об использовании средств федерального бюджета и отчет о государственном запасе специального сырья и делящихся материалов (п. 7 ст. 34 Закона о Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом").
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"