Особенности размещения заказов у субъектов малого предпринимательства
Особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственными и муниципальными заказчиками установлены ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ*(1). В предлагаемой вниманию читателей статье приведены разъяснения компетентных ведомств и судебная практика по вопросам практического применения данной законодательной нормы.
Нормы закона и ответственность за их нарушение
Государственные заказчики (за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства) и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ). При этом заказчики должны:
- руководствоваться Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень);
- учитывать, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством РФ. В настоящее время действует ограничение в размере 15 млн. руб.*(2)
Размер не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню, а не к каждому виду продукции, указанному в Перечне. Таким образом, для установления объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:
а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень (например, эта сумма составляет 50 млн. руб.);
б) исходя из 50 млн. руб., заказчик определяет объем, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. В данном случае минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, равен 5 млн. руб., максимальный - 10 млн. руб.
При этом заказчик самостоятельно:
- определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства;
- выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок);
- устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов) в пределах 15 млн. руб.
Такие разъяснения даны в п. 6 Письма Минэкономразвития РФ от 12.08.2009 N Д05-4029, совместном Письме Минэкономразвития РФ от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05, ФАС РФ от 17.08.2009 N АЦ/27510, письмах Роспотребнадзора от 27.11.2009 N 01/17973-9-32, ФАС РФ от 19.10.2009 N ИА/4004-ПР и др.
Неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в предусмотренном законодательством размере влечет наложение административного штрафа в 50 000 руб. Аналогичная ответственность наступает в случае размещения заказов в размере более чем 20% (ч. 11 и 12 ст. 7.30 КоАП РФ). В связи с этим ФАС в Письме от 19.10.2009 N ИА/4004-ПР и Роспотребнадзор в Письме от 27.11.2009 N 01/17973-9-32 сообщили, что Федеральной антимонопольной службой*(3) по итогам 2009 года будет осуществлена проверка соблюдения заказчиками данной нормы, по результатам которой виновные лица будут привлечены к административной ответственности.
К сведению. Арбитры ФАС ПО в Постановлении от 27.05.2008 N А65-17180/07 признали неправомерным размещение заказа на поставку бумаги для копировально-множительной техники и принтеров только среди субъектов малого предпринимательства. Суд указал, что налоговым органом при размещении заказа из Перечня был применен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 - подкласс 2221690 "Канцелярские принадлежности из бумаги и картона прочие". Между тем данный подкласс относится к классу 222ххх "Полиграфическое исполнение и услуги, связанные с полиграфическим исполнением". При этом различные виды бумаг классифицируются по классу 210ххх, который в Перечне не поименован. Таким образом, учитывая, что закупаемый государственным заказчиком товар не входит в Перечень, его закупка только у субъектов малого предпринимательства является неправомерной.
Требования к участникам размещения заказа
Участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ*(4). Об этом сказано в п. 6 Письма Минэкономразвития РФ от 12.08.2009 N Д05-4029, а также в Письме Минэкономразвития РФ от 09.02.2009 N Д05-655 и совместном Письме Минэкономразвития РФ N 5684-АП/Д05, ФАС РФ N АЦ/10329 от 29.04.2008.
В частности, в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы и коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:
- юридические лица, в которых суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг)*(5) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов малого предпринимательства.
К сведению. В настоящее время предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий составляет 400 млн. руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Участниками размещения заказа могут быть и вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, и крестьянские (фермерские) хозяйства. Для этого в течение того года, в котором они зарегистрированы, они должны соответствовать показателям средней численности работников и предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации.
При этом, как сообщается в Письме Минэкономразвития РФ от 15.10.2009 N Д05-4741, термин "субъекты малого предпринимательства" включает в себя как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Поэтому ограничения, установленные в ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ на численность работников и размер выручки, распространяются как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, необходимо помнить, что категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения занятых и выручки выше или ниже установленных пределов в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Таким образом, категория субъекта малого предпринимательства меняется, если каждый год из двух лет подряд происходит снижение или превышение предельных значений.
Для того чтобы во время процедуры допуска участников размещения заказа удостовериться, что участник, подавший заявку, соответствует вышеуказанным требованиям и действительно является субъектом малого предпринимательства, заказчик должен (п. 3 Письма Минэкономразвития РФ N 5684-АП/Д05, ФАС РФ N АЦ/10329 от 29.04.2008):
а) указать в конкурсной документации или документации об аукционе требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие копий учредительных документов (устав, учредительный договор). В случае проведения запроса котировок участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие условиям о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, поэтому требовать от участника копии учредительных документов не допускается;
б) с целью проверки численности работников участника размещения заказа заказчик должен указать в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок) необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Участник размещения заказа должен декларировать в своей заявке, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек. Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие данному условию не требуется*(6).
Внимание! В этом же письме (пп. "в" п. 3) сообщается, что заказчик не должен проверять соблюдение участником размещения заказа ограничения по выручке или балансовой стоимости активов, поскольку Правительством РФ не установлены указанные предельные значения. На данный момент действительно не утвержден размер балансовой стоимости активов, но, как было отмечено выше, предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий составляет 400 млн. руб. Поэтому пп. "в" п. 3 рассматриваемого письма не применяется. Вместе с тем на данный момент отсутствуют официальные разъяснения по вопросу о порядке проверки заказчиком предельного значения выручки.
В случае соблюдения всех вышеперечисленных требований заказчиком заказ у субъектов малого предпринимательства считается размещенным, то есть объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ.
Порядок размещения заказа
Размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в общем порядке, предусмотренном гл. 2-4 Федерального закона N 94-ФЗ, с учетом некоторых особенностей, указанных в ст. 15 данного закона.
Прежде всего необходимо помнить, что заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Внимание! В извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками размещения заказа могут являться только субъекты малого предпринимательства. Об этом государственным и муниципальным заказчикам чиновники напомнили в Письме Минэкономразвития РФ N 5684-АП/Д05, ФАС РФ N АЦ/10329 от 29.04.2008.
В случае если по истечении срока подачи заявок на участие в конкурсе (или аукционе) субъектами малого предпринимательства подано менее двух заявок, торги признаются несостоявшимися. В этом случае, а также если не подана ни одна заявка или заявка, поданная единственным участником размещения заказа, не соответствует предъявляемым требованиям, повторные торги, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся, и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ.
Если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая установленным требованиям, повторное размещение заказа путем запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства не проводится, и данный объем товаров, работ, услуг также учитывается в общем годовом объеме поставок, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ. При этом, как следует из п. 1 Письма Федерального казначейства от 13.07.2009 N 42-7.4-05/9.1-413, необходимо в обязательном порядке оформить протокол, включая информацию об отсутствии поданных котировочных заявок, и в день подписания разместить его в установленном порядке на официальном сайте.
К сведению. Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.06.2009 N АК/19535 сообщила, что установление факта наличия различных юридических адресов у победителя торгов (например, в выписке из ЕГРЮЛ и лицензии или других представленных предприятием документах) не является основанием для отказа заказчика от заключения государственного контракта.
Минэкономразвития в Письме от 09.02.2009 N Д05-655 указало, что установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, а не обязанностью заказчика (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При решении вопроса об авансировании заказчику необходимо помнить, что на практике получение авансового платежа в некоторых случаях является основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя). Поэтому необходимость установления размера аванса должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае. Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ заказчик самостоятельно принимает решение о сроках и порядке оплаты контрактов и указывает данные условия в конкурсной документации или документации об аукционе. Напомним, что п. 8, 10 Постановления Правительства РФ N 1181*(7) получателям средств федерального бюджета предоставлено право при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и об оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусматривать авансовые платежи в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 году (исключения составляют, например, договоры о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, договоры о проведении лечения граждан за пределами территории РФ, заключаемые Минздравсоцразвития с иностранными организациями*(8)).
А. Серова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 237 "Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства".
*(3) В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением размещения заказов по государственному оборонному заказу.
*(4) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
*(5) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.
*(6) Данный вывод подтвержден также в Определении ВАС РФ от 10.09.2009 N ВАС-10949/09.
*(7) Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
*(8) Полный перечень таких договоров-исключений приведен в пп. "а" и "б" п. 8 и п. 9 и 10 данного постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"