Управление затратами: философия и инструменты
Управление затратами является, пожалуй, одной из самых животрепещущих и актуальных тем, затрагиваемых как специалистами внутри компаний, так и внешними консультантами практически при любых обстоятельствах. Совет "если что-то идет не так, надо разобраться с затратами" воспринимается зачастую на уровне заклинания.
В стабильные времена управление затратами - занятие благородное, неспешное и, по наблюдениям, порой достаточно туманное в плане целей, задач и достигаемых компаниями результатов. Зато во времена кризисные и неспокойные зачастую напоминает "размахивание шашкой во имя высшей революционной целесообразности". Что же в действительности следует учитывать финансовому менеджеру при управлении затратами бизнеса?
Что такое управление затратами?
В подавляющем большинстве случаев отвечая на этот вопрос, специалисты компаний констатируют, что управление затратами означает их сокращение. Другой распространенный ответ сводится к инструментальному аспекту - учету затрат, калькулированию, план-фактическому анализу и подготовке отчетов. Что ж, это четко отражает понимание, а точнее - непонимание во многих компаниях истинных причин, образующих затраты и, как следствие, влияющих на финансовые результаты деятельности. И здесь в первую очередь имеет смысл разобраться с определениями.
Термин "управление" можно определить как целенаправленное воздействие на объект для получения желаемого запланированного результата. В нашем случае объектом выступают:
- в широком смысле - затраты: денежная характеристика использованных во имя той или иной цели ресурсов:
- в более узком смысле - расходы, то есть затраты, направленные на получение дохода в соответствующем периоде.
Получается, что, говоря об управлении затратами, следует понимать: речь идет, по сути, об управлении причинами, по которым происходит потребление ресурсов. Таким образом, контроль затрат и расходов представляет собой нечто большее, чем простое (или не очень) измерение затрат и подготовка различных отчетов и расчетов. Если взглянуть более глубоко, управление затратами связано с оценкой последствий сегодняшних или предлагаемых стратегических решений - болезненное откровение для руководителей, возлагающих на финансиста исключительную полную ответственность за затраты!
Результативность контроля затрат в компании зависит от комплексного понимания менеджерами основных аспектов этого процесса. Их три:
- управление затратами как философия - часть корпоративной культуры компании, ориентированной на постоянное совершенствование своей бизнес-модели, с тем чтобы создавать ценность для своих клиентов с наименьшими для них затратами:
- управление затратами как отношение - следует понимать, что все затраты в компании - следствие решений руководителей, при этом затраты не возникают сами по себе:
- управление затратами как набор инструментов - узкий, более привычный взгляд на данный вопрос: набор техник и инструментов по учету, расчету и анализу затрат.
Управление затратами как философия и отношение
За последнее столетие произошли революционные изменения во всех сферах нашей жизни, оказавшие колоссальное влияние на многие аспекты организационного менеджмента, в том числе и на управление затратами. Очевидно, что руководство современной компанией, функционирующей в условиях информационно-эмоциональной экономики, может и должно отличаться от руководства индустриальной организацией, доминировавшей на рынке столетие назад.
Проблема особенно остро ощущается именно в области управления затратами - постулаты классического производственного учета и калькулирования, а также философия затратного механизма ценообразования прочно укоренились в сознании и практике экономистов всего мира. Для компаний логика здесь проста и комфортна: мы можем произвести определенное количество товаров, при этом наши затраты составляют определенную величину, их нужно аккуратно распределить по всем продуктам, добавить желаемую прибыль и продать по сформированной таким образом цене.
Схема 1. Два взгляда на затраты и ценообразование
/------\ /-------\ /----\ /--------\ /-----------\
|Товары|-|Затраты|-|Цена|-|Ценность|-|Потребители|
\------/ \-------/ \----/ \--------/ \-----------/
Понимание затрат и ценообразования в индустриальной
экономике
/-----------\ /--------\ /----\ /-------\ /------\
|Потребители|-|Ценность|-|Цена|-|Затраты|-|Товары|
\-----------/ \--------/ \----/ \-------/ \------/
Понимание затрат и ценообразования в современной
экономике
В описанном подходе все просто и логично, кроме одного - в современной конкурентной среде рынок очень часто не готов платить определенную таким образом цену. Вместо этого рынок сам устанавливает цены и требования к товару, ставя компании перед фактом: производить продукт с заданными свойствами, продавать его не дороже установленной цены и, соответственно, вписываться в уровень допустимых рынком затрат или не заниматься деятельностью вообще (схема 1).
Можно выделить следующие ключевые изменения, произошедшие за последнее столетие и повлиявшие на изменение парадигмы управления затратами:
- для подавляющего большинства организаций рынок продавца сменился рынком покупателя, и следствием этого являются рост конкуренции, ценообразование рынком на основе ценности, а также сокращение жизненных циклов продуктов:
- технологический и информационный прогресс привел к тотальной автоматизации производства и смещению факторов успеха от производства к деятельности в области создания новых продуктов, исследований и разработок, продвижения, рекламы, развития ключевых компетенций; как следствие - изменилась структура затрат: глобализация рынков и конкуренции абсолютизировала требования к эффективности и экономичности бизнес-модели; как следствие - более эффективные и экономичные компании имеют естественное преимущество в ценовой конкуренции перед менее "поджарыми" игроками. С позиций сегодняшнего дня главную цель деятельности любой организации можно сформулировать как удовлетворение потребностей ее стейкхолдеров. При этом универсальная потребность акционеров (основной заинтересованной стороны) в росте своего благосостояния может быть удовлетворена только при соблюдении одновременно двух условий:
- организация способна удовлетворить потребности клиентов в своих продуктах и услугах, то есть она создает ценность для своих клиентов и они готовы платить за это;
- организация создает ценность в рамках прибыльной бизнес-модели, то есть позволяет создавать ценность затратами меньшими, чем цена, которую рынок готов заплатить за эту ценность.
Таблица 1. Примеры классификации затрат
Классификация | Группы | Примеры |
Природа происхождения | Продуктовые | Труд, машинное время на выполнение операций, непосредственно создающих продукт |
Инфраструктурные | Трудозатраты сотрудников, занятых в обеспечивающих процессах, а также потребление иных ресурсов, поддерживающих мощность и операционную способность бизнеса - содержание основных средств, электроэнергия, потребление воды и газа, продвижение и т.п. | |
Отношение к объекту калькулирования | Прямые | Сырье и материалы - по отношению к продукту, зарплата бухгалтера - по отношению к стоимости бухгалтерской функции, канцтовары - по отношению к стоимости процесса обеспечения организации канцтоварами, зарплата сбытового агента - по отношению к объекту калькулирования "содержание сбытового агента" и т.п. |
Непрямые | Зарплата экономиста - по отношению к продукту, имиджевая реклама компании - по отношению к продуктовой линейке, стоимость сертификации - по отношению к отдельному продукту, стоимость упаковки партии - по отношению к отдельному продукту и т.п. | |
Поведение по отношению к определенному фактору | Переменные | Сырье и материалы - по отношению к продукту, арендная плата - по отношению ко времени, рекламные расходы - по отношению к количеству показов рекламного ролика, стоимость услуг связи - по отношению ко времени телефонных разговоров и т.п. |
Непеременные | Арендная плата - по отношению к объему выпуска продукта, обучение персонала - по отношению ко времени работы оборудования, заработная плата офисного персонала - по отношению к объему продаж и т.п. |
Таблица 2. Инфраструктурные затраты отнесены напрямую на объекты аналитики
Объект отнесения затрат | Сумма затрат | Итого по объекту | ||||||
Пиво | Напитки | |||||||
Виды продукции | N 1 | N 2 | N 3 | N 4 | N 5 | Квас | "Утро" | X |
125 000 | 170 000 | 200 000 | 250 000 | 250 000 | 125 000 | 130 000 | 1 250 000 | |
Продуктовые группы | Пиво светлое | Пиво темное | Напитки | X | ||||
400 000 | 300 000 | 300 000 | 1000 000 | |||||
Бизнес-единица | Пиво | Производство напитков | X 1 450 000 | |||||
900 000 | 550 000 | |||||||
Предприятие в целом | Предприятие в целом | X 2 200 000 | ||||||
2 200 000 | ||||||||
Итого инфраструктурных затрат по предприятию | 5 900 000 |
Вышеизложенное иллюстрирует следующий пример. Представьте два продукта, произведенных конкурирующими компаниями, выставленных на продажу по одинаковой цене и обладающих одинаковой воспринимаемой ценностью для потребителя. В этом случае потребительский выбор становится делом чрезвычайно сложным, если возможным вообще! Для того чтобы один из продуктов был успешно продан, следует изменить восприятие ценности (например, продемонстрировать потребителю неизвестные и значимые для него свойства продукта либо же увеличить эмоциональную составляющую ценности - марка X лучше, чем марка Y) или же попросту снизить цену. Если два продукта одинаковы, то зачем платить больше? Однако снижения цены можно достичь либо предоставлением скидки, то есть пожертвовать прибылью, либо в рамках бизнес-модели, позволяющей произвести продукт с заданной ценностью с меньшими затратами. Альтернативой также будет увеличение ценности: если большая (и желаемая!) ценность предлагается за те же деньги, то выбор очевиден. Однако максимизация ценности в рамках тех же самых затрат опять же представляет сложную стратегическую задачу для компании.
Успех в конкурентной борьбе зависит от того, насколько компании удастся преуспеть в лидерстве по затратам или создании дифференцированного преимущества (а в идеале одновременно двух факторов), и является содержанием философского аспекта управления затратами. Речь идет об интеграции в бизнес-культуру стремления руководства и сотрудников к постоянному совершенствованию продукции, направленного на создание максимальной ценности с одновременной минимизацией затрат, не создающих ценность для клиента. А это сильно отличается от упоминавшегося в начале статьи принципа "управлять затратами = сокращать затраты".
Описанное выше наглядно демонстрирует, что затраты не возникают сами по себе - их создают управленческие решения. Именно они инициируют процессы, в которых затрачиваются ресурсы (см. схему 2).
Схема 2. Инициация потребления ресурсов управленческими решениями
/-------\
/----------------|Процесс|----------\
Инициация \-------/ |
процесса |
/--------------\ | /----------\
|Управленческое| | |Измеренные|
| решение | | | затраты |
\--------------/ | \----------/
| |
| | |
Санкционирование Измерение
потребления /------------------\ |
ресурсов | Потребление | |
\-----------|(затраты) ресурсов|----/
\------------------/
Схема 3. Activity-based costing
Распределение
затрат
/---------------\
| | |
| |
|/-------------\|
|| Ресурсы ||
Процессы |\-------------/|
/-----------------------------+-------|-------+---------------------\
| | | |
|/-------------------\ |/-------------\| /-------------\|
||Носители (драйверы)| || Виды || | Показатели ||
|| затрат |--------| деятельности|+-----|эффективности||
|\-------------------/ |\-------------/| \-------------/|
\-----------------------------|-------|-------|---------------------/
| |
|/-------------\|
|| Объекты ||
|| затрат ||
|\-------------/|
\---------------/
Классификация затрат: управлять - значит понимать
Инструментальный аспект управления затратами предполагает классификацию затрат, их учет, определение стоимости объектов аналитики (расчет себестоимости) и выполнение аналитических процедур в отношении имеющейся информации ради расширения информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений.
Для более полного анализа затрат следует ответить на три вопроса, которые определяют соответствующие классификационные основания:
- какова природа происхождения затрат: являются ли они следствием создания продукта или вызваны содержанием поддерживающей инфраструктуры:
- какая связь существует между данными затратами и объектом калькулирования (прямая или опосредованная):
- как изменяются данные затраты по отношению к релевантному значимому для управленческих целей фактору.
С точки зрения природы происхождения затрат их можно классифицировать на продуктовые и инфраструктурные:
- продуктовые затраты - следствие решений в области производства продуктов (выполнение работ, оказание услуг), которые образуют натурально-вещественную основу продукта и включают материалы и обработку:
- инфраструктурные затраты - решения по управлению инфраструктурой, поддерживающей создание продуктов.
По отношению к объекту калькулирования все затраты можно подразделить на прямые и непрямые*(1):
- прямые - затраты, которые можно отнести на объект расчета в рамках прямой причинно-следственной взаимосвязи (суждение о критериях отнесения выносить не требуется - объект отнесения выступает причиной возникновения данных затрат):
- непрямые - затраты, для которых отсутствует прямая причинно-следственная связь с объектом отнесения.
В зависимости от изменения затрат по отношению к релевантному, значимому для управленческих целей, фактору все затраты можно подразделить на переменные и непеременные*(2):
- переменные - затраты, изменяющиеся прямо пропорционально данному фактору
- непеременные - затраты, изменение которых не зависит прямо пропорционально от указанного фактора.
Примеры затрат в рамках вышеописанных классификаций представлены в таблице 1.
Настройка учетно-аналитической модели: алгоритм действий
Управление затратами (воздействие на них) возможно в тех случаях, когда нам понятны:
- причины их возникновения:
- драйверы - факторы, которые непосредственно влияют на их увеличение или уменьшение.
Вышесказанное определяет два этапа, необходимых для управления затратами:
1) создать такую структуру аналитики, внутри которой не останется непрямых затрат:
2) после того как для всех затрат в рамках целостной структуры будут определены объекты, по отношению к которым они являются прямыми, для каждого объекта следует найти критерии переменности.
Рассмотрим данные этапы более подробно.
Все затраты - прямые!
Итак, первый этап предполагает построение целостной, имеющей внутреннюю логику, аналитической структуры, внутри которой все затраты будут прямыми по отношению к тем или иным критериям. Реализация этой цели прояснит факторы возникновения затрат для данной бизнес-модели. Выявление этих причин уже само по себе полезно для принятия управленческих решений.
Построение аналитической структуры целесообразно начинать, опираясь на данные разделения затрат на продуктовые/структурные, поскольку сама классификация позволяет сделать одну часть затрат прямыми для продукта, а оставшуюся часть - прямыми для инфраструктуры.
Выделение прямых продуктовых затрат дает возможность использовать в финансовой модели компании концепцию маржинальной прибыли. Вычитая из выручки продуктовые затраты, появляется возможность оценивать маржинальную прибыль продуктов (продуктовых групп), определять коэффициент маржинальной прибыли и применять его для целевого планирования необходимых объемов выручки, например, используя формулу:
Инфраструктурные
затраты + WACC х Активы
Выручка = ----------------------------
Маржинальная рентабельность
Данная формула является интегрированным алгоритмом расчета "капиталистической" точки безубыточности - объема продаж, обеспечивающего покрытие не только инфраструктурных затрат, но и стоимости капитала, финансирующего активы организации.
Далее анализируются инфраструктурные затраты, чтобы выделить соответствующие объекты отнесения, для которых часть инфраструктурных затрат станет прямыми. Такими объектами могут выступать, в частности:
- продукты (затраты инфраструктуры, прослеживаемые до отдельного продукта, например, реклама отдельного товара):
- продуктовые группы:
- производственные программы:
- структурные подразделения:
- бизнес-единицы:
- виды деятельности:
- бизнес-процессы и т.п.
В таблице 2 представлен пример выделения объектов аналитики и трансформации инфраструктурных затрат в прямые по отношению к данным объектам для условной компании, осуществляющей деятельность в рамках двух бизнес-единиц и производящей семь видов продуктов, объединенных в три продуктовые группы. В результате анализа из общей суммы инфраструктурных затрат в 5 900 000 у. е. напрямую к продуктам было отнесено 1 250 000 у. е., к продуктовым группам - 1 000 000 у. е. (например, реклама и продвижение продуктовой группы в целом), к бизнес-единицам - 1 450 000 у. е.
Все затраты - переменные!
После того как для всех затрат были найдены разумные объекты отнесения, по отношению к которым они являются прямыми, следует найти их драйвер (тот фактор, действие которого затраты уменьшает или увеличивает). Идеальным будет тот драйвер, трансформация которого будет прямо пропорционально влиять на изменение соответствующих затрат. В этом случае будут выполнены оба необходимых условия для воздействия на затраты:
- понимание того, что именно их вызывает:
- понимание того, что именно вызывает их изменение.
Изменения в продуктовых затратах вызывают трансформацию объемов продукта, то есть продуктовые затраты (или их большая часть) являются переменными по отношению к объему производства (продаж).
При анализе инфраструктурных затрат требуется более тонкий подход. Финансовому менеджеру следует изучить, какая именно деятельность лежит в основе возникновения той или иной группы этих затрат. Для этой работы может быть использована методология расчета затрат по видам деятельности (activity-based costing) (см. схему 3).
В рамках настоящей статьи были обозначены основные темы разговора о затратах, который, как представляется, должен быть поддержан руководством и различными функциональными специалистами, детализирован и наполнен собственными фактами в наших компаниях. Конкурентоспособность российских предприятий, к сожалению, до сих пор оставляет желать лучшего. То, насколько глубоко менеджеры разбираются в функционировании реализуемой ими бизнес-модели, во многом определяет способность организации адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, ее выживаемость и, в конечном итоге, успех в эпоху глобальной конкуренции. Понимание затрат своей организации - большой шаг вперед в этом нелегком, но интересном пути.
П. Лебедев,
МВА, эксперт в области стратегического и финансового менеджмента,
зам. директора Центра "Банковский менеджмент"
ФФБ АНХ при правительстве РФ
"Консультант", N 3, февраль 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Настоятельно предлагается избегать терминов "косвенные! или "накладные! Первый термин представляется дефакто пессимистичным - чем-либо косвенным невозможно управлять, второй - попросту непонятен: может, просто следует ставить ударение на второй слог?
*(2) Настоятельно предлагается избегать термина "постоянные! - в мире все переменно, тем более затраты организации!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.