Платежный баланс и внешний долг РФ за 2004 год. Аналитический комментарий к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за 2004 год
См. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу РФ за I квартал 2005 г.
См. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации в январе - cентябре 2004 года
См. Платежный баланс и внешний долг РФ в I квартале 2004 г.
См. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2003 год
Новая информация выпуска
Таблица 1.2. Платежный баланс Российской Федерации за 2001 - 2003 годы. Аналитическое представление.
Таблица 1.3. Платежный баланс Российской Федерации за 1992 - 2000 годы. Аналитическое представление.
Таблица 1.7. Платежный баланс Российской Федерации за 1992 - 1996 годы. Нейтральное представление, основные агрегаты.
Таблица 5.23. Страновое распределение иностранных портфельных инвестиций банковского сектора Российской Федерации.
Приложение 6.10. Методические принципы оценки реинвестированных доходов от прямых инвестиций в нефинансовые предприятия.
Приложение 7.4. Сравнительная таблица текущей и первой публикаций платежного баланса Российской Федерации за 2003 год и комментарий к ней.
Юридическая основа разработки платежного баланса
Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса являются:
- Федеральный закон N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года;
- Федеральный закон N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 года;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 849.
В соответствии с данными законодательными и нормативными актами ответственность за составление платежного баланса возложена на Центральный банк Российской Федерации, который правомочен самостоятельно определять методологию формирования статистических и аналитических показателей и порядок их распространения и не вправе раскрывать получаемые данные в разрезе отдельных отчитывающихся единиц.
С текстом Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федерального закона "О банках и банковской деятельности" можно ознакомиться в представительстве Банка России в сети Интернет.
Условные обозначения:
_ данных не имеется;
- явление отсутствует.
Для удобства пользователей из подлежащего таблиц детализированного платежного баланса исключаются отдельные позиции, операции по которым в данном периоде отсутствовали.
В таблицах в отдельных случаях возможны незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых, что связано с округлением данных.
Аналитический комментарий к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за 2004 год
I. Платежный баланс
Платежный баланс Российской Федерации в 2004 году оставался устойчивым в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, улучшения внутреннего инвестиционного климата, умеренного укрепления рубля в реальном эффективном выражении.
Профицит текущих операций достиг исторического максимума, государственный внешний долг обслуживался полностью и в установленные сроки, международные резервы прирастали рекордными темпами.
Счет текущих операций
Положительное сальдо счета текущих операций составило 60,1 млрд. долларов, превысив уровень 2003 года в 1,7 раза (наибольшее значение предыдущих лет - 46,8 млрд. долларов в 2000 году).
Основным фактором явился масштабный рост активного баланса внешней торговли товарами, увеличившегося до 87,1 млрд. долларов, то есть более чем на 45% по сравнению с сопоставимым периодом. В целом ситуация на международных товарных рынках складывалась для России благоприятной: рост цен на экспортируемые товары опережал увеличение импортных в среднем на 14 процентных пунктов.
Внешнеторговый оборот вырос на 32,0%, физические объемы поставок возросли по экспорту на 10,7%, импорту - на 18,8%.
Изменение экспорта и импорта товаров в 2004 году по сравнению с 2003 годом
млрд. долларов США
Всего, прирост (+), снижение (-) |
В том числе за счет изменения | ||
физических объемов |
цен | ||
Экспорт товаров | 47,5 | 14,5 | 33,0 |
Импорт товаров | 20,2 | 14,3 | 5,9 |
Внешнеторговый оборот |
67,7 | 28,8 | 38,9 |
Сальдо торгового баланса |
27,3 | 0,2 | 27,1 |
Экспорт товаров вырос на 35,0% - до 183,5 млрд. долларов. Около 70% прироста было обусловлено влиянием ценового фактора. Так, средняя контрактная цена на российскую нефть выросла на 30,3%, на природный газ - на 3,4%, на нефтепродукты - на 29,2%. Доля этих минеральных продуктов в экспорте увеличилась незначительно, а именно - до 54,7% против 54,2% годом ранее.
Расширяющийся спрос на металлы со стороны основных его потребителей (в первую очередь США, а также ряда развивающихся стран) оказывал стимулирующее влияние на рост их экспорта. Соответствующие поставки за рубеж увеличились по сравнению с базисным периодом в 1,6 раза, а их удельный вес в структуре экспорта - с 13,8 до 16,8%.
На долю машиностроения приходилось 7,7%, продукции химической и связанных с ней отраслей - 6,6%.
Источник: ФТС России.
Среди крупнейших импортеров российских товаров лидирующие позиции занимали Нидерланды (8,4%), Германия (7,3%), Италия (6,7%), Белоруссия (6,1%) и Украина (5,9%).
Импорт товаров составил 96,3 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 26,6%. Основой роста стоимости ввоза стало интенсивное наращивание физических объемов импортных поставок, связанное с заметным повышением доходов российской экономики.
Свыше половины прироста импорта было обеспечено расширением поступлений из-за рубежа машин, оборудования и транспортных средств, преимущественно из стран дальнего зарубежья. Доля этой товарной группы в совокупном объеме ввезенной продукции возросла с 37,4 до 41,2%, а стоимость - в 1,5 раза.
Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в объеме поставок из-за рубежа снизилась с 21,0 до 18,3%, в том числе в связи с сокращением физических объемов ввоза по отдельным позициям (сырье для производства сахара, мясо, растительное масло).
Удельный вес третьей по значимости позиции российского импорта - продукции химической и связанных с ней отраслей - равнялся 15,8%, что несколько ниже уровня предыдущего года.
Основными поставщиками товаров в Россию являлись Германия (14%), Белоруссия (8,6%), Украина (8,1%), Китай (6,3%) и Япония (5,2%).
Дефицит баланса международных услуг вырос с 10,9 млрд. долларов в 2003 году до 13,4 млрд. долларов в 2004 году, их оборот увеличился на 24,5% - до 54 млрд. долларов.
Экспорт услуг оценивался в 20,3 млрд. долларов (рост 25,0%). В его стоимостной структуре 38,4% приходилось на транспортные услуги, 25,8% - на категорию "поездки".
Объем транспортных услуг, предоставленных нерезидентам, составил 7,8 млрд. долларов. По отношению к сопоставимому показателю 2003 года он увеличился на 27,3%, главным образом за счет роста стоимости грузовых и пассажирских перевозок.
Источник: ФТС России.
Экспорт услуг, связанный с пребыванием нерезидентов на территории Российской Федерации с краткосрочными визитами, увеличился на 16,1% - до 5,2 млрд. долларов. Это происходило в условиях снижения числа въехавших в Российскую Федерацию иностранных граждан при увеличении средних расходов на поездку.
Среди остальных категорий наиболее высокими темпами рос экспорт услуг страхования (в 1,6 раза), финансовых и строительных услуг (в 1,5 раза).
Импорт услуг равнялся 33,7 млрд. долларов, что превышало показатель 2003 года на 24,3%.
Наибольшая доля (46,7%) пришлась на услуги, связанные с поездками российских граждан за рубеж. Среди остальных категорий значимые объемы были зафиксированы по деловым, профессиональным и техническим (15,7%), транспортным (11,5%), а также строительным услугам (9,1%).
В 2004 году сохранилась тенденция увеличения числа зарубежных поездок резидентов, при этом заметно возросло количество выездов в личных целях. В результате общая стоимость услуг, оплаченных российскими гражданами во время зарубежных визитов, увеличилась на 2,9 млрд. долларов - до 15,7 млрд. долларов.
Прирост импорта транспортных услуг на 25,2% был связан с увеличением стоимости грузовых и пассажирских перевозок, преимущественно воздушным транспортом.
Высокие темпы роста наблюдались по импорту финансовых услуг (в 2,2 раза), услуг в сфере культуры и отдыха (в 1,6 раза), а также по категории "роялти и лицензионные платежи" (в 1,5 раза).
Сальдо доходов в форме оплаты труда сложилось отрицательным: платежи нерезидентам превысили соответствующие поступления на 0,6 млрд. долларов.
Выплата заработной платы временно работающим в России нерезидентам увеличилась в 1,9 раза - до 1,8 млрд. долларов. Динамика выплат отразила, в частности, характерный для последних лет рост количественных показателей трудовой миграции.
Доходы российских граждан в форме заработной платы, полученной от нерезидентов, оценивались в 1,2 млрд. долларов. Рост показателя на 48,2% в значительной степени был обусловлен увеличением численности резидентов, работавших за рубежом.
Баланс инвестиционных доходов сложился с отрицательным сальдо в 12,2 млрд. долларов, уменьшившимся по отношению к сопоставимому периоду на 0,8 млрд. долларов. Доходы, начисленные к выплате иностранным инвесторам, уменьшились с 23,3 до 20,7 млрд. долларов, начисленные к получению резидентами по зарубежным активам - с 10,2 до 8,4 млрд. долларов.
По сектору государственного управления отрицательный баланс инвестиционных доходов составил 3,6 млрд. долларов. Рост поступлений органов денежно-кредитного регулирования был связан с наращиванием объемов резервных иностранных активов.
По банковскому сектору дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился, но не превысил 0,5 млрд. долларов. Объем полученных доходов оценивался в 0,9 млрд. долларов (0,7 млрд. долларов). Предполагаемые к выплате нерезидентам доходы возросли с 1,0 до 1,4 млрд. долларов, в значительной степени за счет процентных платежей.
Потоки доходов, генерируемые сектором нефинансовых предприятий, оставались одним из решающих факторов, определявших величину и динамику сальдо баланса инвестиционных доходов всей экономики. В сравнении с 2003 годом объем операций данной категории сократился. В целом доходы нефинансовых предприятий по всем видам иностранных активов снизились на 2,3 млрд. долларов и оценивались в 4,4 млрд. долларов. Доходы нерезидентов от инвестиций в реальный сектор также сократились - с 16,8 до 13,9 млрд. долларов. Таким образом, отрицательный баланс доходов сектора равнялся 9,6 млрд. долларов (в 2003 году дефицит составлял 10,1 млрд. долларов).
Дефицит баланса текущих трансфертов равнялся 0,8 млрд. долларов. В структуре потоков превалировали операции нефинансовых предприятий и домашних хозяйств. В полученных трансфертах на них приходилось 71,9%, в выплаченных - 91,4%. По сектору домашних хозяйств основу трансфертов составляли денежные переводы работающих: поступления по данной категории равнялись 1,1 млрд. долларов, выплаты - 2,7 млрд. долларов.
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
Счет операций с капиталом
Отрицательное сальдо капитальных трансфертов составило в отчетном году 1,6 млрд. долларов (в 2003 году - 1,0 млрд. долларов).
По сектору государственного управления зафиксирован дефицит в 0,9 млрд. долларов: поступило трансфертов на сумму 0,5 млрд. долларов (списание долга перед нерезидентами, включая дисконт, полученный при урегулировании задолженности бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества), предоставлено в пользу нерезидентов - 1,4 млрд. долларов (прощение долга ряду развивающихся стран по итогам переговоров о его реструктуризации).
Баланс капитальных операций сектора домашних хозяйств также сформировался дефицитным в 0,7 млрд. долларов. Трансферты, связанные с выездом российских граждан на постоянное место жительства за рубеж, оценивались в 1,1 млрд. долларов, из них 0,8 млрд. долларов приходилось на страны дальнего зарубежья. Стоимость имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами в Россию (главным образом из стран СНГ), равнялась 0,4 млрд. долларов.
Финансовый счет
Прирост иностранных обязательств резидентов оценивался в 2004 году в 30,9 млрд. долларов (в предыдущем - 27,9 млрд. долларов).
Функциональная структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2004 году*
млрд. долларов США
Вид инвестиций |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
2004 год | Справочно** | |
2004 год |
2003 год |
||||||
Прямые | 4,9 | -0,3 | 0,5 | 6,6 | 11,7 | 11,7 | 8,0 |
Портфельные | 4,0 | 0,0 | -0,3 | 0,9 | 4,7 | 3,8 | -2,3 |
Финансовые производные |
-0,2 | -0,3 | -0,1 | -0,2 | -0,9 | -0,9 | -0,4 |
Прочие | 1,1 | 2,9 | -0,1 | 11,5 | 15,4 | 17,0 | 22,9 |
Всего | 9,8 | 2,3 | 0,0 | 18,8 | 30,9 | 31,6 | 28,2 |
* Нетто-прирост обязательств перед нерезидентами по данным платежного баланса.
** Данные без учета операций, связанных с реструктуризацией и прощением долгов.
Обязательства федеральных органов управления снизились на 2,6 млрд. долларов, в том числе, как отмечалось выше, за счет прощения части задолженности бывшего СССР - на 0,5 млрд. долларов. В общий итог входит и прирост обязательств перед нерезидентами, возникших в результате операций на вторичном рынке с государственными ценными бумагами, номинированными в иностранной и национальной валютах. Увеличение объема финансовых требований нерезидентов по этой линии превысило 3 млрд. долларов.
Привлечение новых займов было незначительным: 0,7 млрд. долларов поступило в рамках долгосрочных соглашений с международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств для финансирования инфраструктурных проектов.
Субъекты Российской Федерации также не осуществляли масштабных заимствований. Их внешние обязательства приросли на 0,2 млрд. долларов.
Внешние пассивы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились.
Движение задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями в 2004 году
млрд. долларов США
Механизм кредитования | Задолжен- ность на 1.01.2004 |
Исполь- зовано |
Пога- шено |
Курсо- вая перео- ценка |
Задолжен- ность на 1.01.2005 |
Кредиты МФО | 11,7 | 0,3 | 2,5 | 0,2 | 9,7 |
Кредиты МВФ | 5,1 | - | 1,7 | 0,1 | 3,6 |
Кредит системной трансформации, 1993-1994 гг. |
0,1 | - | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Расширенное кредитование, 1996-1998 гг. |
4,7 | - | 1,3 | 0,2 | 3,6 |
Резервный кредит, 1999 г. | 0,3 | - | 0,3 | 0,0 | 0,0 |
Кредиты МБРР | 6,3 | 0,2 | 0,8 | 0,1 | 5,7 |
Кредиты ЕБРР | 0,3 | 0,2 | 0,0 | 0,0 | 0,4 |
Фактически в погашение основного долга по обязательствам органов государственного управления, а также органов денежно-кредитного регулирования в части кредитов МВФ выплачено 8,5 млрд. долларов. Платежи по новому российскому долгу составили 5,6 млрд. долларов (66,4% общей суммы выплат), в их числе 1,3 млрд. долларов - в погашение еврооблигаций Российской Федерации, выпущенных в 1997 году. По задолженности бывшего СССР осуществлено платежей на сумму 2,9 млрд. долларов (33,6%), из них в пользу Парижского клуба кредиторов - 2,1 млрд. долларов (24,6%).
Показатели, характеризующие платежеспособность страны в части государственной задолженности, в условиях роста экспортных доходов существенно улучшились. Коэффициент обслуживания государственного внешнего долга (отношение суммы платежей, включая проценты, к экспорту товаров и услуг) снизился с 9,5 до 6,6%, а относительно доходов консолидированного бюджета суммарный объем выплат уменьшился с 10,7 до 7,1%.
Прирост внешних пассивов частного сектора по отношению к 2003 году не изменился и находился на достаточно высоком уровне в 33,3 млрд. долларов: прирост внешних заимствований коммерческих банков уменьшился на 3,9 млрд. долларов (до 7,4 млрд. долларов), в то время как по нефинансовым предприятиям он, напротив, возрос примерно на такую же величину (до 25,9 млрд. долларов).
По состоянию на 1 января 2004 года иностранные банковские обязательства оценивались в 27,5 млрд. долларов, на конец отчетного периода - в 37,1 млрд. долларов. В их структуре заметно снизилась доля краткосрочных финансовых инструментов - с 60,0 до 48,9%. Долговые обязательства, номинированные в иностранной валюте, составляли 89,0%. На доллары США приходилось 80,9%, на евро - 7,0%, доля рублевых пассивов снизилась до 11,0%.
Внешние долговые обязательства нефинансовых предприятий продолжали быстро расти. Если на начало года их размер оценивался в 55 млрд. долларов, то к его концу этот показатель приблизился к 74 млрд. долларов.
Чистое привлечение прямых инвестиций увеличилось на 47,4% - до 11 млрд. долларов. Стоимость приобретенных нерезидентами ценных бумаг, выпущенных российскими нефинансовыми предприятиями, составила 0,8 млрд. долларов. По-прежнему наиболее значимым каналом привлечения иностранного капитала оставались ссуды и займы: обязательства данной категории увеличились на 14,1 млрд. долларов (в 2003 году - на 15,1 млрд. долларов).
Иностранные активы резидентов (без учета официальных валютных резервов) увеличились на 37,8 млрд. долларов.
Функциональная структура инвестиций резидентов Российской Федерации в иностранные активы (кроме резервных активов) в 2004 году*
млрд. долларов США
Вид инвестиций |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
2004 год |
Справочно** | |
2004 год | 2003 год |
||||||
Прямые | 4,2 | -0,9 | 2,7 | 3,5 | 9,6 | 9,6 | 9,7 |
Портфельные | 1,7 | 1,6 | -1,0 | 1,8 | 4,1 | 3,6 | 2,5 |
Финансовые производные |
-0,2 | -0,1 | -0,1 | -0,3 | -0,8 | -0,8 | -1,0 |
Прочие | 5,9 | 10,8 | 8,0 | 0,2 | 24,8 | 26,9 | 17,1 |
Всего | 11,6 | 11,4 | 9,6 | 5,2 | 37,8 | 39,4 | 28,4 |
* Нетто-прирост активов нерезидентов по данным платежного баланса.
** Данные без учета операций, связанных с реструктуризацией и прощением долгов.
Их прирост по сектору государственного управления составил 0,1 млрд. долларов. Объем предоставленных иностранным государствам займов равнялся 0,5 млрд. долларов. Другие основные изменения, учтенные в платежном балансе по данной категории, были связаны с ростом просроченной задолженности (на 0,9 млрд. долларов) по кредитам, предоставленным иностранным государствам бывшим СССР, а также частичным их списанием по итогам реструктуризации.
Иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования (без валютных резервов) выросли на 1,3 млрд. долларов (в 2003 году - на 0,6 млрд. долларов).
Внешние активы банковского сектора увеличились на 3,6 млрд. долларов. Квартальная динамика показателя сложилась разнонаправленной: в первом квартале было вывезено финансовых ресурсов на сумму, превышающую 3,6 млрд. долларов, в четвертом - иностранные активы сектора сократились на 2,8 млрд. долларов.
По состоянию на 1 января 2005 года иностранные активы банков оценивались в 26 млрд. долларов. Доля краткосрочных финансовых инструментов равнялась 76,8%. Валютная структура активов не претерпела существенных изменений. Тем не менее в условиях снижения обменного курса доллара на международном и внутреннем финансовых рынках доля номинированных в долларах требований снизилась с начала года с 76,0 до 70,8%. Удельный вес евро вырос с 11,4 до 15,7%, активы в российских рублях составили 5,2%.
Чистая международная инвестиционная позиция банковского сектора продолжала смещаться в область отрицательных значений. Если на начало отчетного периода ее величина равнялась 6 млрд. долларов, то к концу 2004 года она составила 11,1 млрд. долларов.
Внешние активы нефинансовых предприятий и домашних хозяйств увеличивались наиболее интенсивно: их прирост составил 32,8 млрд. долларов против 25,9 млрд. долларов в 2003 году.
Объем прямых и портфельных инвестиций оценивался в 9,3 млрд. долларов (в 2003 году - 10,1 млрд. долларов). Вывоз капитала по прочим категориям составил 23,5 млрд. долларов (15,8 млрд. долларов).
Объем наличной иностранной валюты вне банков продолжал уменьшаться (на 3,4 млрд. долларов), хотя и меньшими темпами, чем годом ранее (6,6 млрд. долларов).
В целом по частному сектору нетто-отток капитала возрос с 1,9 млрд. долларов в 2003 году до 9,4 млрд. долларов в истекшем. Вместе с тем в относительном измерении (по отношению к потенциально возможному оттоку) склонность к вывозу капитала из частного сектора снизилась, реагируя на улучшение внутреннего инвестиционного климата.
Валютные резервы
Официальные валютные резервы Российской Федерации увеличились на 47,6 млрд. долларов, в том числе за счет операций, включаемых в платежный баланс, - на 45,2 млрд. долларов. С учетом монетарного золота международные резервные активы страны по состоянию на 1 января 2005 года составили 124,5 млрд. долларов.
Уровень золотовалютных резервов страны был достаточным для покрытия потенциальных рисков, связанных с состоянием платежного баланса. Показатель, характеризующий способность экономики финансировать за счет накопленного объема резервов импорт товаров и услуг, равнялся 11,5 месяца (на 1 января 2003 года - 8,9 месяца), коэффициент покрытия резервами широкой денежной базы составил 1,45 (1,18).
II. Внешний долг
За 2004 год внешний долг Российской Федерации увеличился на 25,7 млрд. долларов - со 185,7 до 211,4 млрд. долларов (в том числе 7,4 млрд. долларов приходится на курсовую и рыночную переоценку).
По состоянию на 1 января 2005 года эта сумма разделилась между органами государственного управления и денежно-кредитного регулирования, с одной стороны, и частным сектором, с другой, - поровну. На обязательства органов государственного управления приходилось 46,0% задолженности, на органы денежно-кредитного регулирования - 3,8%, на частный сектор - 50,2%.
Задолженность, принятая на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, снизилась на 2,2 млрд. долларов и составила на отчетную дату 55,9 млрд. долларов (57,6% суммы долга органов государственного управления), в том числе по обязательствам Парижскому клубу кредиторов - 43,3 млрд. долларов (77,5% задолженности бывшего СССР), бывшим социалистическим странам - 2,7 млрд. долларов (4,8%), по ОВГВЗ - 1,9 млрд. долларов (3,4%), по прочим категориям долга - 8,0 млрд. долларов (14,3%).
Новый российский долг увеличился с начала года на 1,0 млрд. долларов и составил на конец отчетного периода 39,6 млрд. долларов. Наиболее существенно (с 26,8 до 28,9 млрд. долларов) выросли обязательства в форме долговых ценных бумаг, что стало следствием выпуска суверенных еврооблигаций в ходе реструктуризации долга бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества. По состоянию на 1 января 2005 года обязательства по обращающимся долговым ценным бумагам составляли 73,0% нового российского долга. Остальные категории задолженности изменились незначительно: кредиты международных финансовых организаций оценивались в 6,2 млрд. долларов (15,7%), объем межправительственных займов - в 4,2 млрд. долларов (10,6%), прочие обязательства, включая ГКО - ОФЗ, - в 0,2 млрд. долларов (менее 1%).
Внешний долг субъектов Российской Федерации составил на 1 января 2005 года 1,6 млрд. долларов, обязательства органов денежно-кредитного регулирования - 8,0 млрд. долларов (из них по задолженности перед МВФ - 3,6 млрд. долларов).
Основным заемщиком иностранного капитала оставался частный сектор. Задолженность российских банков перед нерезидентами возросла на 7,6 млрд. долларов и превысила на конец периода 32,5 млрд. долларов. Еще более интенсивно наращивались внешние обязательства нефинансовых предприятий. Объем их долговых обязательств увеличился на 18,6 млрд. долларов, достигнув на отчетную дату величины в 73,7 млрд. долларов.
Иностранная задолженность всех секторов экономики на 83,5% была представлена долгосрочными обязательствами. Валютная структура по сравнению с началом года практически не изменилась: преобладала задолженность в иностранной валюте (93,3%).
На 1 января 2005 года объем внешнего долга Российской Федерации по отношению к ВВП составил 36,3% (на начало 2004 года - 42,7%). По сектору государственного управления данный показатель снизился с 22,6 до 16,7%.
Заместитель председателя
Банка России |
О.В. Можайсков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен платежный баланс и информация о внешнем долге России за 2004 год. Аналитический комментарий платежного баланса отражает изменение основных показателей баланса в сравнении с предыдущими периодами. На устойчивость платежного баланса в 2004 году повлияли благоприятные внешнеэкономическая конъюнктура и внутренний инвестиционный климат, умеренное укрепление рубля.
В 1,7 раза по сравнению с 2003 годом возросло положительное сальдо счета текущих операций и составило 60,1 млрд. долларов. Такие улучшения произошли в основном за счет роста цен на российскую нефть, природный газ и нефтепродукты, при незначительном увеличении их доли в экспорте.
Рост экспортных доходов на 35% (до 183,5 млрд долларов) существенно улучшил показатели платежеспособности страны по государственной задолженности. Внешнеторговый оборот вырос на 32,0%, физические объемы поставок возросли по экспорту на 10,7%, импорту - на 18,8%.
На погашение основного долга и кредитов МВФ выплачено 8,5 миллиарда долларов.
За 2004 г. внешний долг РФ увеличился на 25,7 млрд. долларов США и составил 211,4 млрд. долларов (по состоянию на 1 января 2005 г.). Составлен График погашения внешнего долга РФ (перед нерезидентами).
Официальные валютные резервы РФ увеличились на 47,6 млрд. долларов.
Прирост внешних пассивов частного сектора по отношению к 2003 году не изменился и находился на достаточно высоком уровне в 33,3 миллиарда долларов: прирост внешних заимствований коммерческих банков уменьшился на 3,9 млрд. долларов (до 7,4 млрлд. долларов), в то время как по нефинансовым предприятиям он, напротив, возрос примерно на такую же величину (до 25,9 миллиарда долларов).
Аналитическое представление платежного баланса позволяет выявить операции, которые имели наибольшее значение для платежного баланса России. В нейтральном представлении, составленном в рамках международных стандартов, основные показатели отражены без учета страновой специфики, активы и обязательства классифицируются по функциональному признаку.
Платежный баланс и внешний долг РФ за 2004 год. Аналитический комментарий к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации за 2004 год
Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" от 20 мая 2005 г. N 25-26