Департамент валютного регулирования и валютного контроля рассмотрел запрос Ассоциации российских банков о порядке применения ряда актов Банка России, изданных в целях повышения эффективности работы кредитных организаций по выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Федеральный закон) кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом правила внутреннего контроля должны разрабатываться кредитными организациями с учетом рекомендаций, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации.
Банк России, учитывая информацию, получаемую в рамках отчетности кредитных организаций и в ходе инспекционной деятельности, подготовил для кредитных организаций рекомендации по выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций. В частности, Банком России были изданы: Письма от 21.01.2005 N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты" (далее - Письмо N 12-Т) и от 26.01.2005 N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами" (далее - Письмо N 17-Т). Следует отметить, что названные выше акты не являются нормативными актами Банка России, обязательными для исполнения кредитными организациями. Содержащиеся в данных актах положения представляют собой рекомендации по выявлению подозрительных операций в деятельности клиентов.
При этом право принимать окончательное решение о необходимости классификации той или иной операции с денежными средствами или иным имуществом в качестве подозрительной операции входит исключительно в компетенцию кредитной организации.
Таким образом, в ходе организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитная организация вправе самостоятельно определять, в каком объеме использовать в своей деятельности рекомендации Банка России, содержащиеся в Письмах N 12-Т и N 17-Т.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что уполномоченные представители Банка России, проводящие проверку кредитной организации, на основании документов (информации), полученных от кредитной организации, вправе составить профессиональное мотивированное суждение и дать оценку степени соответствия ее деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендациям Банка России. Кроме того, исходя из результатов проверки и особенностей деятельности проверяемой кредитной организации, в целях повышения эффективности внутреннего "противолегализационного" контроля уполномоченные представители Банка России могут обратить дополнительное внимание руководства кредитной организации на изложенные в актах Банка России, в частности, Письмах NN 12-Т и 17-Т, рекомендации.
Одновременно по вопросу разъяснения термина "значительные объемы", используемого в Письме N 17-Т, сообщаем, что в рамках осуществления мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, количественные характеристики, по нашему мнению, в каждом конкретном случае должны определяться кредитной организацией самостоятельно с учетом особенностей ее деятельности, особенностей деятельности ее клиентов, а также степени (уровня) риска проводимых клиентами операций.
Директор |
Е.И. Ищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется порядок применения писем ЦБР от 21 января 2005 г. N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты" и от 26 января 2005 г. N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами". Подчеркивается, что содержащиеся в данных актах положения представляют собой рекомендации по выявлению подозрительных операций в деятельности клиентов. Право принимать окончательное решение о необходимости классификации той или иной операции с денежными средствами или иным имуществом в качестве подозрительной операции входит исключительно в компетенцию кредитной организации. Однако необходимо иметь в виду, что уполномоченные представители ЦБР, проводящие проверку кредитной организации, вправе составить профессиональное мотивированное суждение и дать оценку степени соответствия ее деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма указанным рекомендациям Банка России.
Кроме того, разъясняется термин "значительные объемы", используемый в письме N 17-Т. Количественные характеристики в каждом конкретном случае должны определяться кредитной организацией самостоятельно с учетом особенностей ее деятельности, особенностей деятельности ее клиентов, а также степени (уровня) риска проводимых клиентами операций.
Письмо Департамента валютного регулирования и валютного контроля ЦБР от 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1119 "О порядке применения актов Банка России"
Текст письма официально опубликован не был