1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по проведению проверок банков по вопросам страхования вкладов с участием работников государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), нормативными актами Банка России, Порядком участия работников государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в проверках банков по вопросам страхования вкладов, утвержденным Правлением Агентства (далее - Порядок), а также иными внутренними регулятивными документами Агентства.
1.2. Проверки банков с участием работников Агентства (далее - проверки) проводятся по вопросам, указанным в п. 1.4. Порядка.
2. Подготовка к проведению проверки банка
2.1. Подготовка к проведению проверки банка (предпроверочная подготовка) осуществляется в соответствии с разделом 3 Порядка.
2.2. Предпроверочная подготовка заключается в обобщении имеющейся в Агентстве информации о банке, уточнении проверяемого периода, в определении объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки (далее - выборки), а также проведении необходимых организационных мероприятий.
2.3. Проверяемый период определяется с учетом:
- даты постановки банка на учет в системе страхования вкладов;
- предыдущего проверяемого периода;
- результатов предыдущих проверок.
Проверкой могут быть охвачены не более пяти календарных лет деятельности банка, предшествующие году проведения проверки.
Не может проводиться более одной проверки банка по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период его деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.9 Инструкции Банка России N 105-И.
2.4. Объем выборки определяется с учетом объема вкладов, количества счетов физических лиц и наличия информации о банке, требующей проверки. Ориентировочные объемы выборки приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Объем выборки должен обеспечить возможность оценки состояния учета, своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов.
2.5. В ходе предпроверочной подготовки используются материалы учетного дела банка, которое ведется в ДОСВ, в том числе:
1. отчетность банка по форме 0409345 "Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады" (далее - отчетность по форме 0409345);
2. выписки из контрольной карточки учета страховых платежей;
3. акты предыдущих проверок банка (филиала);
4. жалобы вкладчиков, поступающие в Агентство.
Кроме того, используется информация о банке из прессы, сети Интернет, сайта банка и других источников.
2.6. В ходе предпроверочной подготовки внимание обращается на выявленные ранее нарушения требований Федерального закона, нормативных актов Банка России и факты, свидетельствующие об их устранении.
2.7. В ходе предпроверочной подготовки определяется дата, на которую банк должен сформировать реестр обязательств перед вкладчиками (далее - дата реестра) в соответствии с Указанием Банка России от 01.04.2004 N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками" (далее - Указание Банка России N 1417-У).
Дата реестра определяется исходя из того, что она должна быть в пределах проверяемого периода. При этом должно учитываться следующее:
- дата реестра, как правило, должна относиться к последнему отчетному периоду, за который Агентством получена отчетность по форме 0409345;
- дата реестра, как правило, не должна приходиться на первый и последний день месяца;
- в случае значительных изменений остатков денежных средств на счетах по учету вкладов (анализ отчетности по форме 0409345) выбирается дата, на которую приходится одно из значительных изменений.
2.8. По итогам предпроверочной подготовки составляется справка в соответствии c п. 3.2 Порядка.
Информация, содержащаяся в справке, используется при проведении проверки и составлении акта по итогам проверки.
3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками
3.1. Задачей проверки объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками является определение правомерности отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию.
3.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
1. отчетность по форме 0409345;
2. ежедневный сводный баланс;
3. ежедневная оборотная ведомость;
4. ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
5. лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);
6. книга регистрации открытых счетов;
7. журнал регистрации выпущенных банком ценных бумаг;
8. договоры банковского вклада и банковского счета;
9. приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы, определяющие процедуры по привлечению вкладов и исполнению требований Федерального закона;
10. документы, определяющие порядок учета средств вкладчиков на лицевых счетах;
11. иные необходимые для проведения проверки документы.
3.3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками проводится в следующем порядке:
1. на основе данных ежедневного сводного баланса банка и ежедневной оборотной ведомости устанавливается общий объем вкладов физических лиц, учитываемых на балансовых счетах 40803, 40806, 40809, 40812, 40813, 40814, 40815, 40817, 40820, 423, 426, 47603, 47605, 522, 52404 (как правило, отдельно по каждому филиалу);
2. устанавливается принцип разделения банком балансовых счетов на счета, на которых учитываются вклады, подлежащие страхованию и не подлежащие страхованию;
3. проверяется правомерность отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию. Основанием для отнесения вкладов к не подлежащим страхованию, являются договоры, содержащие положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона.
3.4. При проверке внимание обращается на:
1. наличие в договорах с вкладчиками положений, позволяющих однозначно отнести вклады к подлежащим или не подлежащим страхованию;
2. отнесение одного вида вклада только к одной из категорий: либо к категории вкладов, подлежащих страхованию, либо к категории вкладов, не подлежащих страхованию;
3. процедуру принятия банком решений об отнесении вкладов к подлежащим или не подлежащим страхованию, в том числе филиалами;
4. особенности привлечения вкладов филиалами банка, наличие в филиалах иных, чем в головном офисе, видов договоров вклада.
3.5. Данные об объемах и структуре вкладов заносятся в таблицу по форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов
4.1. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов заключается в установлении правильности определения банками расчетной базы для исчисления страховых взносов и своевременности их перечисления.
В ходе проверки используются итоги контроля поступления страховых платежей и отчета по форме 0409345, проводимого Агентством в соответствии с регламентом, утвержденным Правлением Агентства.
4.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
1. отчетность по форме 0409345;
2. ежедневный сводный баланс;
3. ежедневная оборотная ведомость;
4. ведомости начисления процентов (при их наличии);
5. ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
6. лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);
7. книга регистрации открытых счетов;
8. журнал регистрации выпущенных банком ценных бумаг;
9. договоры банковского вклада, договоры банковского счета, корешки сберегательных сертификатов;
10. приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы, определяющие процедуры по привлечению вкладов и исполнению требований Федерального закона;
11. другие документы аналитического учета и первичные документы и материалы.
4.3. Проверка полноты отражения в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам вкладов, подлежащих страхованию, осуществляется с учетом положений раздела 3 настоящих Методических рекомендаций в следующем порядке:
1. при анализе остатков по ведомости остатков по лицевым счетам балансовых счетов 40806, 40809, 40812, 40814, 40815 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету денежных средств юридических лиц - нерезидентов, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;
2. по балансовым счетам 40803, 40813, 40817, 423, 426, 47603, 47605 производится сверка данных учета (сводного баланса банка, оборотной ведомости, ведомости остатков по лицевым счетам) и данных отчетности по форме 0409345, из остатков по балансовым счетам исключаются остатки по лицевым счетам, на которых учитываются вклады на предъявителя;
3. при проверке остатков по балансовым счетам 522 и 52404 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету сберегательных сертификатов на предъявителя, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;
4. при возникновении вопросов о правомерности отнесения вклада к подлежащему или не подлежащему страхованию проверяются договоры, послужившие основанием для привлечения этого вклада;
5. проверяется правильность пересчета остатков денежных средств в иностранной валюте в рублевый эквивалент по курсу, установленному Банком России, не менее чем на 3 даты проверяемого периода, отражение в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам в иностранной валюте в нерабочие дни;
6. проверяется своевременность и полнота причисления процентов по подлежащим страхованию вкладам физических лиц в соответствии с Положением Банка России от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета". При проверке используются данные по балансовым счетам, на которых учитываются проценты по вкладам: 47411, 47608, 47609, 52405, 52501.
4.4. В случае, если имели место факты несвоевременного поступления от банка в Агентство сумм страховых взносов, то проверяется своевременность их перечисления банком.
Дата перечисления банком страховых взносов (дата проведения платежного документа по корреспондентскому счету банка, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России) устанавливается на основании выписки из корреспондентского счета и реестра платежных документов, заверенного расчетно-кассовым центром Банка России.
5. Проверка ведения учета обязательств перед вкладчиками
5.1. Задачей проверки ведения учета обязательств перед вкладчиками является оценка обеспечения банком учета обязательств перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, позволяющего сформировать реестр на любой день.
5.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
1. регистры учета, которые ведутся в соответствии с Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение Банка России N 205-П) и в которых содержится информация, необходимая для формирования реестра и выписок из реестра;
С 1 января 2008 г. действует новое Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"
2. лицевые счета по учету вкладов и требований банка;
3. ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
4. реестр;
5. выписки из реестра;
6. другие необходимые материалы учета.
5.3. При проверке внимание обращается на:
1. порядок нумерации лицевых счетов по учету вкладов, в том числе ведущихся по отдельным программам (приложение 1 к Положению Банка России N 205-П);
2. порядок учета банком данных, необходимых для формирования реестра и выписок из реестра по каждому вкладчику в соответствии с приложениями 1 - 3 к Указанию Банка России N 1417-У;
3. порядок ведения учета данных о клиентах банка (физических лицах) и заключенных с ними договорах в автоматизированной банковской системе, используемой банком для целей учета и автоматизации банковской деятельности.
6. Проверка представления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам
См. Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов, принятые решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 30 июня 2005 г. (протокол N 48)
6.1. Целью проверки предоставления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам является оценка полноты и качества указанной информации и способов ее предоставления.
6.2. Банки вправе самостоятельно выбирать формы и способы информирования вкладчиков по вопросам страхования вкладов с учетом требований законодательства.
6.3. При проверке необходимо обратить внимание на:
1. наличие в банке информационных материалов (буклетов, листовок, иных информационных материалов), содержащих информацию о системе страхования вкладов, в том числе о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
2. информированность (уровень квалификации, степень знаний) работников банка, в том числе консультантов и исполнителей, осуществляющих обслуживание физических лиц, по вопросам страхования вкладов (проведение интервью с работниками банка);
3. способы предоставления вкладчикам соответствующей информации (устное уведомление вкладчиков, включение соответствующих положений в договоры вклада и счета, размещение информации в прессе, размещение информации в помещениях банка и т.д.);
4. использование банком в информационных материалах знаков "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов" и "АСВ".
7. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков
7.1. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заключается в проведении обследований указанных помещений с целью оценки полноты и качества предоставляемой информации о системе страхования вкладов.
7.2. При проверке необходимо обратить внимание на:
1. способ доведения информации о страховании вкладов до посетителей банка (путем размещения информации на стендах, раздачи буклетов, информационных листков или других печатных материалов, размещения знаков "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов", демонстрации видеоматериалов и т.п.);
2. содержание предоставляемых в помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, информационных материалов.
7.3. Информация, полученная в ходе проверки размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заносится в таблицу по форме приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
8. Проверка способности банка подготовить реестр
8.1. Задачей проверки способности банка подготовить реестр является оценка готовности банка сформировать реестр на указанную дату по установленной форме и оценка соответствия данных, приведенных в реестре, данным первичных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности.
8.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:
1. реестр;
2. ежедневный сводный баланс на дату реестра и предыдущий рабочий день;
3. ежедневная оборотная ведомость на дату реестра;
4. ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;
5. лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);
6. договоры банковского вклада, договоры банковского счета, корешки сберегательных сертификатов;
7. кредитные договоры, другие документы аналитического учета и первичные документы, на основании которых возникают требования банка к вкладчику по денежным обязательствам;
8. другие документы аналитического учета, первичные документы и материалы.
8.3. Проверка способности банка подготовить реестр проводится по следующим направлениям:
1. описание организационных и технологических процедур банка по подготовке реестра и оценка их эффективности;
2. технический контроль правильности составления реестра (правильность заполнения необходимых реквизитов и внесения сведений);
3. проверка полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками, их соответствие данным учета;
4. проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчику, их соответствие данным учета.
8.4. При описании процедур банка по подготовке реестра и оценке их эффективности внимание обращается на:
1. порядок принятия банком решений по вопросам формирования реестра, наличие внутренних документов (приказов, распоряжений, положений и др.), определяющих порядок формирования реестра и ответственных лиц;
2. порядок составления реестра филиалами банка, формирование сводного реестра;
3. соблюдение банком срока составления реестра, возможность формирования реестора на любую дату в установленные сроки;
4. использование банком программ контроля для самостоятельной проверки правильности формирования реестра, соответствие результатов проверки результатам, полученным работниками Агентства (с использованием программных средств автоматизации контроля реестра (далее - модуль контроля)).
8.5. Технический контроль реестра проводится с целью выявления ошибок, описанных в техническом задании (руководстве пользователя) к модулю контроля. В случае отсутствия возможности использовать при проверке модуль контроля, реестр (в электронном виде или на бумажном носителе) проверяется выборочно на наличие ошибок, приведенных в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
При проведении технического контроля внимание обращается на:
1. наличие в реестре полных и точных сведений о банке, филиалах банка и вкладчиках в соответствии с Указанием N 1417-У, соответствие данных реестра данным справочников и классификатора адресов (КЛАДР);
2. однозначность идентификации вкладчиков при консолидации обязательств и встречных требований банка;
3. корректность указанных в реестре порядковых номеров вкладчиков, номеров лицевых счетов, реквизитов первичных документов, сумм обязательств банка и встречных требований;
4. правильность определения сумм, подлежащих страховому возмещению (по вкладчикам);
5. соответствие данных реестра данным отчета по форме 0409345 на соответствующую дату. Идентичность отчета по форме 0409345 отчету, сформированному модулем контроля в ходе проверки реестра.
8.6. В ходе проверки полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками внимание обращается на:
1. отражение в реестре сумм остатков денежных средств по вкладам на конец даты реестра путем сверки данных с данными сводного баланса, ведомости остатков по счетам;
2. правильность пересчета сумм обязательств банка перед вкладчиками, выраженных в иностранной валюте, в рубли по соответствующему курсу Банка России.
8.7. Проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам.
В целях формирования реестра под встречными требованиями банка к вкладчикам понимаются любые подтвержденные документально требования по денежным обязательствам, возникшие до даты реестра из договоров и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
8.8. В ходе поверки используются следующие документы:
1. ведомость остатков по счетам банка на дату реестра;
2. договоры, на основании которых возникли требования банка к вкладчику;
3. расходные кассовые документы, платежные поручения банка;
4. иные документы, подтверждающие наличие требований по денежным обязательствам.
8.9. При проверке полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам внимание обращается на:
1. отражение в реестре сумм встречных требований банка к вкладчикам, возникших до даты реестра, соответствие данных реестра данным сводного баланса и ведомости остатков по счетам;
2. правильность пересчета сумм требований банка к вкладчикам, выраженных в иностранной валюте, в рубли по соответствующему курсу Банка России;
3. включение в реестр причитающихся банку процентов по размещенным денежным средствам в соответствии с условиями заключенных договоров. Указанные проценты включаются на дату реестра независимо от их отражения в учете;
9. Оформление результатов проверки
9.1. Результаты проверки банка (филиала) оформляются актом проверки в соответствии с Порядком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны Методические рекомендации по проведению проверок банков по вопросам страхования вкладов с участием работников государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Проверки проводятся по следующим направлениям: объем и структура обязательств банка перед вкладчиками, своевременность и полнота уплаты банком страховых взносов, ведение учета обязательств перед вкладчиками, предоставление вкладчикам информации об участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам, способность банка подготовить реестр.
Проверкой могут быть охвачены не более пяти календарных лет деятельности банка, предшествующие году проведения проверки. Не может проводиться более одной проверки банка по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период его деятельности.
Результаты проверки банка (филиала) оформляются актом.
Методические рекомендации по проведению проверок банков по вопросам страхования вкладов с участием работников государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (утв. решением Правления государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 10 марта 2005 г. (протокол N 17))
Текст методических рекомендаций размещен на сайте Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в Internet (http://www.asv.org.ru)