Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 установлено требование к кредитным организациям представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения о перечисленных в статье 6 Закона операциях, подлежащих обязательному контролю.
При этом в соответствии со статьей 13 Закона нарушение установленных Законом сроков предоставления сведений в уполномоченный орган может повлечь применение санкций к кредитным организациям и их сотрудникам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В процессе осуществления процедур по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, кредитные организации сталкиваются с ситуацией, когда в момент проведения операции банк:
1) либо не может сразу однозначно квалифицировать операцию как подпадающую под обязательный контроль. Такими случаями являются, например:
- осуществление клиентами расчетов по договорам займа без указания в назначении платежа существенных условий, определяющих попадание платежа под обязательный контроль (процентный или беспроцентный заем, предоставление или погашение займа), что требует дополнительного обращения к клиенту за разъяснениями;
- осуществление расчетов по договорам страхования без указания конкретного вида страхования, по которому осуществляется платеж, что также приводит к необходимости обращения к клиенту;
- поступление валютной выручки на счет клиента до предоставления им заранее документов валютного контроля, что не позволяет в день зачисления квалифицировать операцию, как подлежащую обязательному контролю по признаку регистрации контрагента клиента в стране "черного" списка;
- другие операции;
2) либо операция/сделка клиента, подлежащая обязательному контролю, совершается значительно раньше, чем о ней становится известно банку. Например:
- в случае лизинговых операций - дата акта приема/передачи имущества;
- в случае сделок с недвижимостью - дата государственной регистрации сделки;
- в ряде других случаев.
Таким образом, описанные ситуации приводят:
- к необходимости обращений к клиенту за дополнительной информацией. При этом в большинстве случаев получить от клиентов исчерпывающие разъяснения с приложением копий подтверждающих документов кредитные организации могут лишь уже по истечении установленного Законом срока для операций обязательного контроля, т.е. позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции;
- к констатации того факта, что банку стало известно о проведении операции, подлежащей обязательному контролю, после истечения срока, когда в соответствии с требованиями Закона, установленными для этих операций, банк должен был проинформировать уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2.11 Положения ЦБ РФ "О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 20.12.02 N 207-П (далее - Положение N 207-П) в случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю, была выявлена кредитной организацией позже рабочего дня, следующего за днем совершения операции, кредитная организация представляет сведения о такой операции в уполномоченный орган в день ее выявления и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение ОЭС, содержащий эти сведения, в этот же день до 16.00 по местному времени.
Как уже говорилось выше, в соответствии со статьей 13 Закона, нарушение установленных Законом сроков предоставления сведений в уполномоченный орган может повлечь применение санкций к кредитным организациям в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В этой связи Ассоциация российских банков обращается с просьбой рассмотреть вопрос о неприменении Банком России санкций к кредитным организациям в случаях, когда в соответствии с пунктом 2.11 Положения N 207-П ими, ввиду изложенных выше обстоятельств, сведения в уполномоченный орган направляются с нарушением срока, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона.
См. ответ, приведенный в письме Департамента валютного регулирования и валютного контроля ЦБР от 23 июня 2005 г. N 12-4-7/1571
С уважением,
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По объективным причинам в процессе осуществления процедур по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, кредитные организации не всегда могут сразу однозначно квалифицировать операцию как подпадающую под обязательный контроль либо операция клиента совершается значительно раньше, чем о ней становится известно банку, в связи с чем возникает необходимость в обращении к клиенту за дополнительной информацией. При этом в большинстве случаев получить от клиентов исчерпывающие разъяснения с приложением документов кредитные организации могут лишь уже по истечении установленного срока, в который они обязаны доложить сведения о такой операции в уполномоченный орган, что может повлечь применение санкций.
В этой связи Ассоциация российских банков обращается с просьбой рассмотреть вопрос о неприменении Банком России санкций к кредитным организациям в случаях, когда ввиду изложенных обстоятельств сведения в уполномоченный орган направляются с нарушением срока.
Письмо Ассоциации российских банков от 23 марта 2005 г. N А-02/1Е-186 "О неприменении к банкам мер воздействия в случае выполнения требований п. 2.11 Положения ЦБ РФ от 20.12.2002 N 207-П"
Текст письма официально опубликован не был