Адрес юридического лица и индивидуального предпринимателя
Каждая организация, индивидуальный предприниматель зарегистрированы по определенному адресу. Однако на практике существуют два понятия: "юридический адрес" и "фактический адрес". При их совпадении никаких проблем не возникает. Но когда фактическое место нахождения организации отличается от указанного в учредительных документах, то в них надо внести изменения. Всегда ли это необходимо? Чем грозит организациям невнесение изменений?
А какие санкции предусмотрены, если адрес регистрации индивидуального предпринимателя не совпадает с адресом осуществления предпринимательской деятельности?
Адрес юридического лица
Положения действующего законодательства
В российском законодательстве понятия юридического и фактического адреса организации отсутствуют - предусмотрено исключительно понятие "место нахождения юридического лица". В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Аналогичным образом определяется место нахождения юридического лица в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Место нахождения организации при ее регистрации указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации. Для подтверждения возможности создаваемого предприятия располагаться по указываемому адресу налоговые органы нередко требуют подтверждающие документы, в качестве которых обычно выступают письма, гарантирующие заключение договора аренды в случае регистрации юридического лица. Заметим, что такое требование не является законным, так как данные документы не входят в перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица. Но подобная ситуация очень распространена, и бороться с ней практически невозможно, кроме, конечно, решения вопроса в суде.
Таким образом, в законодательстве используется исключительно термин "место нахождения юридического лица", под ним понимается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, которым, как правило, является директор.
Понятия юридического и фактического адресов организации
Понятия "юридический адрес" и "фактический адрес" сложились и существуют исключительно на практике. Под юридическим адресом обычно понимают адрес, по которому организация зарегистрирована, а под фактическим - адрес, по которому она непосредственно располагается.
Исходя из требований действующего законодательства эти два адреса должны совпадать. Однако нередки случаи, когда при регистрации указывается один адрес, а действует предприятие по другому адресу. Подобные ситуации могут сложиться в результате различных причин: юридическое лицо изначально действовало по тому адресу, по которому было зарегистрировано, а потом переехало и не внесло соответствующие изменения в учредительные документы, возможно, что изначально организация должна была начать работу по регистрируемому адресу, но в силу определенных обстоятельств стала действовать в другом месте, и изменения также не были внесены. Могут быть и иные причины, по которым юридический и фактический адреса различаются.
Важно отметить, что для государственных и муниципальных органов какое-либо значение имеет только тот адрес, по которому организация зарегистрирована, то есть юридический. Именно по этому адресу отправляется вся официальная корреспонденция, проводятся проверки, подаются необходимые отчетные документы. Один из очень важных моментов: по юридическому адресу организация стоит на налоговом учете, то есть сдает всю налоговую отчетность.
Фактический же адрес может использоваться в переписке с партнерами по предпринимательской деятельности, при обмене неофициальной информацией.
При этом правомерной является ситуация, когда организация зарегистрирована по адресу, по которому находится только ее постоянно действующий исполнительный орган, например директор, в то время как сама организация расположена в другом месте. Такая ситуация может возникнуть, когда, к примеру, директор предприятия является по совместительству руководителем другой организации.
Если фактический и юридический адреса организации не совпадают...
Как следует из законодательства, фактический и юридический адреса должны совпадать. Поэтому, если "вдруг" выяснилось, что организация зарегистрирована по одному адресу, а фактически ее исполнительный орган находится по другому адресу, согласно действующему законодательству необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы. Это следует из ст. 52 ГК РФ: изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Для этого необходимо подать соответствующие документы в налоговый орган по месту нахождения юридического лица, то есть согласно существующему юридическому адресу. Для обществ с ограниченной ответственностью к таким документам относятся:
- заявление по форме Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальном порядке);
- решение единственного участника общества о соответствующих изменениях либо протокол общего собрания (должно быть указано решение изменить место нахождения общества, внести изменения в устав и указать уполномоченного на представление интересов общества в отношениях с регистрирующим органом);
- устав общества в новой редакции (с обязательной пометкой "новая редакция");
- квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. (в качестве основания платежа должно быть указано: "внесение изменений").
Особое внимание хотелось бы уделить вопросу уплаты государственной пошлины.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, - 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 1 настоящего пункта, то есть 20% от 4000 руб.
Размер госпошлины за разные юридически значимые действия увеличился в среднем в два раза в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Таким образом, с 30 января 2010 года государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 800 руб. Аналогичные разъяснения дают и налоговые органы в Письме от 25.01.2010 N МН-22-6/50@ "О повышении размеров государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Документы, подготовленные для внесения изменений, должны быть поданы в налоговый орган по месту нахождения юридического лица. В срок, не превышающий пять рабочих дней, налоговый орган должен внести изменения и выдать свидетельство о внесении изменений и новую выписку из ЕГРЮЛ.
Если не вносить изменения в учредительные документы...
Из вышеприведенных положений следует, что при изменении местонахождения организации она обязана внести изменения в учредительные документы, связанные с изменением юридического адреса. На практике предприятия малого бизнеса достаточно часто меняют фактический адрес, что обусловлено различными причинами. Если переезды осуществляются на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, изменение юридического адреса будет относительно безболезненно для предприятия. Но если изменение юридического адреса предприятия приведет к переходу из одной налоговой инспекции в другую, то, как показывает практика, это чревато большими проблемами для налогоплательщиков. В связи с этим организации только в случае крайней необходимости вносят изменения в учредительные документы по поводу смены юридического адреса.
Если же изменения внесены не будут, нахождение руководителя организации по другому адресу, чем указано в учредительных документах, будет рассматриваться как административное правонарушение. Какие меры ответственности грозят в этом случае?
Пункт 3 ст. 14.25 "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" КоАП РФ устанавливает, что непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет административную ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Данная статья будет применяться, если место нахождения юридического лица изменено, однако соответствующие изменения в учредительные документы не внесены.
Пункт 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусматривает ответственность на случай, если расхождение юридического и фактического адресов предприятия стало результатом умышленных действий его сотрудников. Так, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет. Это положение применяется, если предприятие, указывая адрес, отличный от того, по которому находится его руководитель, делает это сознательно, имея противоправные намерения.
Кроме того, ответственность может наступить и по ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 25 указанного закона в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативно-правовых актов государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
В отдельных случаях возможна даже уголовная ответственность. Статья 171 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Так, отсутствие у налогового органа достоверных сведений об адресе организации повлечет уголовную ответственность по данной статье только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
А судьи что?
Судебная практика по рассматриваемому вопросу является весьма интересной и разнообразной.
Предлагаем обратиться к Постановлению ФАС ДВО от 18.08.2008 N Ф03-А16/08-1/3231. В налоговый орган в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ были представлены документы для регистрации общества с ограниченной ответственностью. В качестве места нахождения общества был указан адрес, по которому создаваемое общество находиться не могло, поскольку по данному адресу располагалось другое общество. Из содержания заключенного с последним договора аренды всего нежилого помещения, расположенного по указанному адресу, следовало, что это общество было не вправе передавать арендуемое нежилое помещение как в целом, так и частично в субаренду или пользование третьим лицам. То есть налоговый орган произвел проверку представленных документов и содержащихся в них сведений. В регистрации ООО было отказано. Суд подтвердил правомерность отказа. Таким образом, суд признал правомерными действия налогового органа по проверке указанного в документах места нахождения юридического лица.
Однако существует и иная практика рассмотрения подобных споров.
Так, в Постановлении ФАС ПО от 09.12.2009 N А12-7831/2009 говорится, что проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах, на регистрирующий орган нормами закона не возложена. То есть, если вы только собираетесь изменить место нахождения вашего юридического лица либо по каким-то иным причинам вносите изменения в учредительные документы и реально не находитесь по тому адресу, который вы указываете, налоговый орган не вправе провести проверку и отказать в регистрации изменений.
Кроме того, в данном постановлении отмечалось, что действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице. Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица. Суд указал, что согласно п. 2 той же статьи в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативно-правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Какие-либо иные действия налоговые органы совершать не вправе.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС ЗСО от 02.12.2009 N А45-8896/2009.
Таким образом, судебная практика разнообразна. Более поздние судебные решения отражают позицию исключительно уведомительного порядка государственной регистрации юридических лиц, в соответствии с которой налоговые органы не должны осуществлять какие-либо проверки указанных самими юридическими лицами сведений, а только их регистрировать. Такая позиция лишь делает существование юридических лиц менее обременительным, но отстаивать ее приходится в суде.
Адрес индивидуального предпринимателя
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В связи с этим для государственной регистрации предусмотрено представление в налоговый орган подлинника или копии документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе).
Таким образом, государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Вся официальная переписка ведется именно по этому адресу. Соответственно, и налоговый учет индивидуального предпринимателя ведется по месту жительства.
Безусловно, индивидуальный предприниматель может арендовать какое-либо помещение для осуществления своей предпринимательской деятельности, однако это не имеет никакого значения для государственных органов. То есть в принципе применительно к индивидуальному предпринимателю также возможно выделение понятий фактического и юридического адреса, но каких-либо проблем в связи с этим у него в отношениях с регистрирующими органами возникнуть не может.
О.Н. Полякова,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"