Комментарий к Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Приказа Минфина РФ от 09.11.2009 N 115н)
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденная Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н (далее - Инструкция N 128н), введена в действие начиная с бюджетной отчетности на 1 января 2009 года. Последние изменения в нее внесены Приказом N 115н*(1), который вступил в силу 16 марта 2010 года.
Необходимость внесения поправок в Инструкцию N 128н вызвана произошедшими в 2009 году изменениями в бюджетном учете в связи с введением новых объектов учета нефинансовых активов (имущества казны); изменением порядка начисления амортизации; дополнением перечня забалансовых счетов новыми объектами учета; изменениями в части санкционирования расходов. Эти изменения отражены в Плане счетов бюджетного учета*(2) и отдельных положениях порядка его применения.
Так как для бюджетных учреждений указанная инструкция не является новой, считаем, что комментировать весь регламент составления бюджетной отчетности нецелесообразно, поэтому остановимся лишь на основных изменениях, внесенных Приказом N 115н в Инструкцию N 128н.
Напомним, данная инструкция содержит шесть разделов, а именно:
I. Общие положения.
II. Порядок составления бюджетной отчетности главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом.
III. Порядок составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации финансовым органом.
IV. Порядок составления органом казначейства бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения бюджета.
V. Особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
VI. Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя бюджетных средств.
В этом номере журнала рассмотрены изменения, внесенные Приказом N 115н в разд. I и II Инструкции N 128н.
Изменения раздела I Инструкции N 128н
Приказом N 115н в данный раздел внесены важные изменения и дополнения.
В пункте 4 Инструкции N 128н теперь уточнено, что представление бюджетной отчетности на бумажном носителе осуществляется в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом главным бухгалтером или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление указанной отчетности. При этом показатели бюджетной отчетности, представленной в электронном виде, должны быть идентичны показателям бюджетной отчетности, представленной на бумажном носителе.
Пункт 10 Инструкции N 128н дополнен абзацами, касающимися порядка проведения учреждениями (органами), ответственными за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, камеральной проверки представленной им бюджетной отчетности подведомственными учреждениями на предмет соответствия требованиям к ее составлению и представлению, предусмотренным Инструкцией N 128н. Проверка осуществляется путем выверки показателей представленной отчетности контрольным соотношениям, определенным Минфином и учреждениями (органами), правомочными согласно п. 5 Инструкции N 128н устанавливать порядок составления и представления бюджетной отчетности.
В пункте 10 теперь отражены обязанности, возложенные на субъекты бюджетной отчетности.
Учреждение (орган), ответственное за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, обязано:
по просьбе подведомственного учреждения, представившего
--------- отчетность, проставить на копии бюджетной отчетности отметку о
дате ее представления и, в случае получения положительного
результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной
отчетности, отметку о дате принятия бюджетной отчетности;
---------------------------------------------------------------
при получении бюджетной отчетности по телекоммуникационным
--------- каналам связи уведомить подведомственное учреждение о ее
получении в электронном виде. Причем сам порядок уведомления о
результатах проведенной камеральной проверки бюджетной
отчетности, представленной подведомственным учреждением, и о
дате ее принятия устанавливается учреждением (органом),
ответственным за формирование сводной и (или)
консолидированной бюджетной отчетности;
---------------------------------------------------------------
в случае выявления в ходе проведения камеральной проверки
--------- бюджетной отчетности несоответствия требованиям к ее
составлению и представлению, определенным Инструкцией N 128н
и актами учреждений (органов), устанавливающими дополнительные
формы согласно п. 5 Инструкции N 128н, не позднее рабочего дня,
следующего заднем выявления несоответствия, уведомить об этом
подведомственное ему учреждение, представившее отчетность.
Подведомственное учреждение, представившее отчетность, в свою очередь, обязано в течение срока, предусмотренного вышестоящим учреждением (органом), предпринять необходимые меры для приведения ее в соответствие установленным требованиям.
Обратите внимание! Пункт 11.1 Инструкции N 128н дополнен новыми абзацами, касающимися включения в состав бюджетной отчетности для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов, администраторов доходов бюджета следующих форм:
- Справки о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
- Отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
- Отчета о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138).
Изменения раздела II Инструкции N 128н
В целях приведения бюджетной отчетности в соответствие указанным выше нововведениям бюджетного учета Приказом N 115н внесены изменения в данный раздел, в частности как в Порядок составления бюджетной отчетности, так и в отдельные ее формы.
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Раздел "Нефинансовые активы" порядка составления баланса (ф. 0503130) дополнен строками 100-112 в связи с введением новых объектов учета - нефинансовых активов в составе имущества казны.
С учетом приведения указанной формы в соответствие действующему Плану счетов бюджетного учета:
- в строках 20 "Амортизация основных средств", 50 "Амортизация нематериальных активов" изменены номера счетов по учету начисленной амортизации;
- в разделах "Финансовые активы", "Обязательства" изменены названия отдельных счетов;
- в Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены поправки, касающиеся изменения названий некоторых счетов и введения новых забалансовых счетов:
1) счета 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет" (код строки 210);
2) счета 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами" (код строки 240);
3) счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" в разрезе видов нефинансовых активов (основные средства, материальные запасы) (код строк 260-262);
4) счета 23 "Периодические издания для пользования" (код строки 280). С учетом указанных поправок претерпела изменения и форма баланса (ф. 0503130).
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности и представляется на следующие отчетные даты:
- ежемесячно - в части определения взаимозависимых показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций;
- на 1 января года, следующего за отчетным, - по денежным и неденежным расчетам;
- на иную отчетную дату, установленную органом, уполномоченным формировать консолидированные формы бюджетной отчетности.
В порядок составления справки (ф. 0503125) внесены следующие изменения:
- уточнены участники бюджетного процесса в части главных администраторов, администраторов дохода бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- в п. 23 Инструкции N 128н уточнено понятие "обособленные подразделения", прежнее название "обособленные подразделения без юридического лица" заменено "обособленные подразделения без права юридического лица, осуществляющие полномочие по ведению бюджетного учета";
- из п. 29 Инструкции N 128н исключено понятие "безвозвратные перечисления";
- уточнены наименования отдельных счетов и номеров счетов в соответствии с действующим Планом счетов бюджетного учета.
Указанные поправки коснулись только порядка составления справки (ф. 0503125), сама форма не изменилась.
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом казначейства в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2).
Изменен п. 44 Инструкции N 128н, касающийся порядка составления справки (ф. 0503110), в связи с тем, что Инструкцией N 148н был исключен из Плана счетов бюджетного учета счет 0 401 02 000 "Финансовый результат по резервному фонду".
Другие поправки, внесенные в порядок составления указанной формы, связаны с приведением в соответствие законодательству отдельных терминов, применяемых в бюджетном учете.
Форма справки (ф. 0503110) осталась без изменений.
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184). В связи с введением новой формы справки (ф. 0503184) Инструкция N 128н дополнена п. 48.1-48.3, в которых отражен порядок ее составления.
Справка (ф. 0503184) составляется ежемесячно администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета на основании данных о средствах бюджета, находящихся на отчетную дату на счете Управления Федерального казначейства по субъекту РФ, открытом на балансовом счете 401 01 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов в следующем отчетном периоде.
Показатели справки (ф. 0503184) за декабрь финансового года должны иметь нулевое значение.
Учреждения (органы), ответственные за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, составляют сводную справку (ф. 0503184) на основании сводных справок (ф. 0503184) и (ф. 0503184), представленных подведомственными учреждениями, путем суммирования одноименных показателей, формирующих строку 010 раздела "Доходы бюджета" и строку 520 раздела "Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета" в графе 4 справки (ф. 0503184), включаемой в состав сводной справки (ф. 0503184).
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) формируется на основании данных по исполнению бюджета получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.
В Инструкции N 128н приведены отдельные порядки по составлению месячного, квартального, консолидированного отчета (ф. 0503127), в которые внесены уточнения некоторых положений с целью приведения их в соответствие действующему законодательству.
Форма отчета (ф. 0503127) не изменилась.
Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). В связи с введением новой формы отчета (ф. 0503128) Инструкция N 128н дополнена п. 64.1-64.8, в которых отражен порядок его составления.
Отчет (ф. 0503128) составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.
Отчет (ф. 0503128) представляется по итогам полугодия и года, а также на иную отчетную дату, установленную главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.
Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете (ф. 0503128) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 1 500 00 000 "Санкционирование расходов".
К Сведению. Пункт 64.8 Инструкции N 128н по формированию финансовым органом сводного отчета (ф. 0503128) действует начиная с отчетности за полугодие 2010 года.
Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137) формируется получателем бюджетных средств на основании данных по кассовому исполнению получателем средств бюджета сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете (ф. 0503137) без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
В порядок составления отчета (ф. 0503137) внесены уточняющие поправки.
Пункт 68 Инструкции N 128н дополнен положением об отражении показателей в графе 4 раздела "Расходы" на основании данных по соответствующим аналитическим счетам счета 2 504 11 000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности текущего финансового года".
Исправлены допущенные ранее в тексте неточности отдельных положений, в частности:
- уточнено понятие "на текущий финансовый год" - "на текущий (отчетный) финансовый год";
- исправлен знак минус на знак плюс при отражении по строке 821 планового показателя поступления денежных средств;
- исправлен знак плюс на знак минус при отражении по строке 822 планового показателя выбытия денежных средств.
Внесены уточнения в термины, подлежащие корректировке в связи с приведением их в соответствие действующему Плану счетов бюджетного учета.
С учетом внесенных изменений в п. 72, 73, 74 Инструкции N 128н в графы 5, 6, 7 разделов "Доходы", "Расходы", "Источники финансирования бюджета" показатели по кассовым поступлениям и расходам, по поступлениям и выбытиям источников финансирования дефицита бюджета, исполненных через лицевые счета, открытые в финансовом органе, отражаются на основании аналитических данных по забалансовым счетам 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытым к счетам:
- 2 201 01 000 "Денежные средства учреждения на счетах";
- 2 201 07 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте";
- 2 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути".
Ранее при отражении этих показателей в соответствующие графы не включались данные по поступлениям и выбытиям денежных средств, отражаемых по указанным счетам в корреспонденции со счетом 2 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями)".
Также в п. 74 уточнено, что показатели граф 5, 6, 7 строки 821, граф 5, 6 строки 822 по увеличению, уменьшению внутренних расчетов в части перечислений между головным учреждением и его обособленным подразделением для целей осуществления уплаты налогов и (или) централизации денежных средств отражают данные по соответствующим счетам:
- 2 201 01 000 "Денежные средства учреждения на счетах";
- 2 201 07 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте";
- 2 201 03 000 "Поступления денежных средств учреждения в пути" в корреспонденции со счетом 2 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями)".
Показатель графы 7 строки 822 заполняется на основании данных по уменьшению внутренних расчетов между головным учреждением и его обособленным подразделением для целей осуществления уплаты налогов и (или) централизации денежных средств, отраженных по кредиту счета 2 201 03 610 "Выбытия денежных средств учреждения в пути".
Из раздела "Источники финансирования дефицита" исключена строка 620, ранее отражающая данные поступления и выбытия по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета.
Соответствующие поправки внесены в форму отчета (ф. 0503137).
Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138). В связи с введением новой формы отчета (ф. 0503138) Инструкция N 128н дополнена п. 75.1-75.5, в которых отражен порядок его составления.
Отчет (ф. 0503138) составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, финансовым органом на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств расходных обязательств в рамках осуществляемой ими в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.
Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете (ф. 0503138) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 2 500 00 000 "Санкционирование расходов".
К сведению. Пункт 75.5 Инструкции N 128н по формированию финансовым органом сводного отчета (ф. 0503138) действует начиная с отчетности за полугодие 2010 года.
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета и содержит данные о финансовых результатах деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
В порядок по его составлению внесены изменения по уточнению отдельных терминов, устранению ранее допущенных неточностей, приведению отдельных положений в соответствие действующему Плану счетов бюджетного учета.
Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140) формируется финансовым органом ежемесячно. В его форму и порядок составления внесены следующие изменения (п. 90-92 Инструкции N 128н):
- исключены строки 710-718. Это связано с тем, что из Плана счетов бюджетного учета*(3) был исключен счет 0 402 02 000 "Результат по резервным фондам";
- уточнено название строки 707. Прежнее название - "Выбытия средств бюджета за счет операций с финансовыми активами (0 402 01 500)" заменено названием "Выбытия средств бюджета за счет приобретения финансовых активов (0 402 01 500)".
Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120) составляется на основании сводного баланса (ф. 0503130), сформированного финансовым органом, и сводного годового баланса (ф. 0503140) путем объединения показателей по строкам и графам отчетов, с одновременным исключением взаимосвязанных показателей. Таким образом, форма баланса (ф. 0503120) претерпела соответствующие изменения и дополнения, которые отражены в указанных формах.
Напомним изменения, внесенные в порядок составления баланса (ф. 0503130):
1) форма дополнена строками 100-112, содержащими данные по нефинансовым активам в составе имущества казны;
2) в строках 20 "Амортизация основных средств", 50 "Амортизация нематериальных активов" изменены номера счетов по учету начисленной амортизации;
3) в разделах "Финансовые активы", "Обязательства" изменены названия отдельных счетов;
4) в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены поправки, касающиеся изменения названий некоторых счетов и введения новых забалансовых счетов:
- счета 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет" (код строки 210);
- счета 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами" (код строки 240);
- счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" в разрезе видов нефинансовых активов (основные средства, материальные запасы) (код строк 260-262);
- счета 23 "Периодические издания для пользования" (код строки 280).
Показатели строк баланса (ф. 0503120) определяются в порядке, предусмотренном п. 93-99, 16-19, 89, 90 Инструкции N 128н.
В порядок формирования финансовым органом Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) внесены уточнения в отдельные наименования счетов в соответствии с Планом счетов бюджетного учета (п. 100-102 Инструкции N 128н).
Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124). В пункт 105 Инструкции N 128н внесены изменения, касающиеся порядка составления данного отчета в части показателей графы 4 по разделу "Источники финансирования дефицита бюджета", в которой:
- теперь отражаются годовые объемы не только в сумме бюджетных назначений по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных бюджетными росписями главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета на текущий (отчетный) финансовый год, с учетом их изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату, но и в сумме плановых показателей привлечений источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных законом (решением) о бюджете;
- по строке 450 отражается утвержденный законом (решением) о бюджете на текущий (отчетный) финансовый год объем дефицита бюджета;
- по строкам 520, 620 отражается объем утвержденных на финансовый год законом (решением) о бюджете плановых показателей по выплатам источникам внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета, объем утвержденных на финансовый год сводной бюджетной росписью выплат по источникам внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату.
В пункты 106, 107, 108 Инструкции N 128 внесены поправки с учетом того, что из Плана счетов бюджетного учета исключен счет 0 402 02 000 "Результат по резервным фондам".
В пункте 108 уточнен порядок заполнения графы 710, в которой теперь отражается показатель в сумме данных по счетам:
- 1 202 01 510 "Поступления средств на единый счет бюджета";
- 1 202 02 510 "Поступления средств бюджета в пути";
- 1 202 03 510 "Поступления средств бюджета в иностранной валюте", за исключением данных по поступлениям, отраженным в корреспонденции с кредитом счета 1 202 02 610 "Выбытия средств бюджета в пути".
Внесены уточняющие поправки и в форму отчета (ф. 0503124).
Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134) составляется ежемесячно финансовым органом, его территориальными органами на основании данных по кассовому исполнению смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности через лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые в финансовом органе.
Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете (ф. 0503134) без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
Форма отчета (ф. 0503134) и порядок ее составления остались прежними.
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) составляется ежемесячно финансовым органом на основании данных по исполнению бюджета консолидированных отчетов (ф. 0503127) и справок (ф. 0503184) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета, представленных на отчетную дату, и консолидированного отчета (ф. 0503124).
В связи с тем, что теперь в отчет (ф. 0503124) включаются данные справки о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184), внесены соответствующие изменения в п. 118-122 Инструкции N 128н, устанавливающие порядки составления месячных, квартальных, годовых отчетов.
Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114) составляется финансовым органом по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, на основании данных по кассовому исполнению смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, отраженных в консолидированных отчетах (ф. 0503137) главных распорядителей бюджетных средств, представленных на отчетную дату.
Форма отчета (ф. 0503114) и порядок ее составления не изменились.
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123) составляется финансовым органом на 1 января года, следующего за отчетным, на основании данных о движении денежных средств на едином счете бюджета, открытом в органе казначейства, и на основании данных, представленных главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, главными администраторами доходов бюджета о движении денежных средств на счетах в рублях и иностранной валюте, открытых в кредитных организациях, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Отчет составляется в разрезе кодов КОСГУ.
В форму отчета (ф. 0503123) и в порядок ее составления внесены изменения, связанные с приведением отдельных терминов в соответствие действующему Плану счетов бюджетного учета.
Пояснительная записка (ф. 0503160). Согласно п. 136 Инструкции N 128н данная форма составляется субъектами бюджетной отчетности*(4) на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. Пояснительная записка (ф. 0503160) содержит сведения, представленные в виде таблиц и приложений (форм) в разрезе следующих разделов:
- 1 "Организационная структура субъекта бюджетной отчетности";
- 2 "Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности";
- 3 "Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности";
- 4 "Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности";
- 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности".
Состав приложений (форм) пояснительной записки (ф. 0503160) утверждается, как правило, вышестоящим учреждением (органом), уполномоченным п. 5 Инструкции N 128н устанавливать порядок составления и представления бюджетной отчетности, и (или) в соответствии с Инструкцией N 128н.
Первая страница пояснительной записки (ф. 0503160) теперь содержит новые реквизиты: подписи руководителя, руководителя планово-экономической службы, главного бухгалтера и расшифровки их подписей*(5).
Далее рассмотрим приложения, входящие в состав пояснительной записки (ф. 0503160), которые претерпели изменения в соответствии с Приказом N 115н.
Сведения о количестве подведомственных получателей бюджетных средств (ф. 0503161). Приложение формируется главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств в составе годовой отчетности.
Как и прежде, данная форма содержит обобщенные данные о количественном составе получателей бюджетных средств (в том числе обособленных подразделений), подведомственных субъекту бюджетной отчетности, с существенной разницей, заключающейся в том, что теперь эта информация представляется в разрезе органов государственной власти, их территориальных органов и бюджетных учреждений.
В пункт 144 Инструкции N 128н, устанавливающий порядок составления приложения (ф. 0503161) к пояснительной записке, внесены соответствующие поправки.
Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164). Приложение содержит обобщенные данные о результатах исполнения бюджета, которые представляются субъектами бюджетной отчетности в составе квартальной, годовой отчетности.
В указанную форму внесены изменения, касающиеся показателей исполнения бюджета. Теперь она содержит:
- показатель неисполненных утвержденных бюджетных назначений в абсолютном (суммовом) выражении (графа 5);
- процент исполнения утвержденных бюджетных назначений в относительном выражении (графа 6);
- причины отклонения процента исполнения по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета от доведенного финансовым органом и (или) пользователем бюджетной отчетности планового процента исполнения бюджета на отчетную дату (графа 7). Например, отсутствие необходимых нормативных документов, определяющих порядок выделения и (или) использования средств бюджетов (с указанием проекта нормативных документов); блокировка расходов (с указанием причины); возникновение курсовой разницы; сезонность отдельных видов расходов; несвоевременное доведение лимитов бюджетных обязательств (с указанием причины); изменение графика платежей по обязательствам; несвоевременность представления исполнителями работ документов для окончательного расчета; длительность сроков заключения государственных контрактов; необходимость резервирования денежных средств для обеспечения выполнения возложенных функций; прочие причины.
Соответствующие поправки внесены в п. 147 Инструкции N 128н, устанавливающий порядок составления приложения (ф. 0503164) к пояснительной записке.
Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Приложение содержит обобщенные данные о движении нефинансовых активов субъекта бюджетной отчетности, которые формируются в составе годовой отчетности раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности.
Новая форма приложения (ф. 0503168), по сравнению с предыдущей, претерпела существенные изменения:
- в связи с обобщением сведений по всем видам нефинансовых активов (теперь в разрезе счетов аналитического учета) в единую форму;
- в связи с отражением сведений о движении нефинансовых активов раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности (в отдельных приложениях указанной формы).
Напомним, предыдущая редакция Инструкции N 128н предусматривала составление отдельных приложений (ф. 0503168) по каждому виду нефинансовых активов (составлялось 4 приложения данной формы), а сведения в каждой из этих форм отражались в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности.
Изменилась не только структура указанной формы, но и ее содержание и состав. Так, в связи с введением новых объектов бюджетного учета - нефинансовых активов имущества казны приложение (ф. 0503168) теперь состоит из двух разделов:
- 1 "Нефинансовые активы";
- 2 "Нефинансовые активы, составляющие имущество казны".
С учетом указанных изменений внесены соответствующие поправки и дополнения в п. 150 Инструкции N 128н, устанавливающий порядок составления приложения (ф. 0503168).
Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177). Приложение содержит обобщенные данные о расходах субъекта бюджетной отчетности на информационно-коммуникационные технологии, необходимые для обеспечения его деятельности, которое нужно с ежеквартальной периодичностью представлять получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета.
Приложение (ф. 0503177) дополнено графой с указанием кода расходов по бюджетной классификации РФ*(6), по которому были осуществлены мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Пункт 156 Инструкции N 128н, устанавливающий порядок составления приложения (ф. 0503177) к пояснительной записке, уточнен и дополнен в соответствии с новой формой.
Для справки. Сведения о динамике и структуре основных показателей исполнения бюджета (ф. 0503179) и сведения о динамике и структуре основных показателей исполнения консолидированного бюджета (ф. 0503379) исключены из состава бюджетной отчетности Приказом N 115н.
Сведения о кассовом исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182). Приложение содержит обобщенные за отчетный период данные о результатах кассового исполнения получателями бюджетных средств сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъектом бюджетной отчетности и формируется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, финансовым органом путем обобщения данных по кассовому исполнению:
- получателем бюджетных средств - на основании показателей отчета (ф. 0503137), сформированного на отчетную дату;
- главным распорядителем, распорядителем - на основании показателей консолидированного (сводного) отчета (ф. 0503137), сформированного на отчетную дату;
- финансовым органом - на основании показателей отчета (ф. 0503114), сформированного на отчетную дату.
Периодичность представления указанного приложения - квартальная, годовая.
В данную форму внесены изменения, касающиеся показателей исполнения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Теперь эта форма (аналогично приложению (ф. 0503164)) содержит:
- показатель неисполненных утвержденных сметных назначений на отчетную дату в абсолютном выражении (графа 5);
- процент кассового исполнения по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета от объема утвержденных сметных назначений в относительном выражении (графа 6);
- причины отклонения процента кассового исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности соответственно по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета от доведенного финансовым органом и (или) пользователем бюджетной отчетности планового процента кассового исполнения на отчетную дату (графа 7).
Соответствующие изменения внесены в порядок составления приложения (ф. 0503182) к пояснительной записке, которые отражены в п. 159 Инструкции N 128н.
К сведению. Согласно п. 136 Инструкции N 128н в состав пояснительной записки (ф. 0503160) также включаются таблицы и приложения*(7), формы и порядок составления которых остались без изменений. По этой причине в данном комментарии они не рассмотрены.
О. Сизонова,
редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, 6, май, июнь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 09.11.2009 N 115н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 N 128н".
*(2) План счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
*(3) Утвержден Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
*(4) Субъекты бюджетной отчетности: главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, главные администраторы, администраторы доходов бюджетов, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов, финансовые органы, органы казначейства.
*(5) Новая редакция пояснительной записки (ф. 0503160) прилагается к Приказу N 115н, при этом в самом приказе прямого указания на внесение изменений нет.
*(6) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.
*(7) Согласно указанию вышестоящего учреждения (органа) и (или) в соответствии с Инструкцией N 128н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"