Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 33101-5 "О внесении изменений в статью 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об обязанности ежеквартального представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений об общей сумме доходов физических лиц), внесенному Законодательным Собранием Калужской области
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в статью 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
Данной законодательной инициативой предполагается внесение изменений в статью 230 "Обеспечение соблюдения положений настоящей главы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
В пояснительной записке отмечается, что ежеквартальное представление налоговыми агентами отчетности об итоговых суммах доходов физических лиц и о соответствующих суммах налога нарастающим итогом позволило бы получить информацию по объекту налогообложения, налоговой базе, начисленным, удержанным и перечисленным в бюджет суммам налога.
В связи с этим авторами законопроекта предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 230 Кодекса, согласно которому "налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения об общей сумме доходов физических лиц и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога ежеквартально не позднее 1 числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом, нарастающим итогом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".
Комитет не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям.
Статья 226 Кодекса обязывает налоговых агентов производить исчисление сумм налога нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Кроме этого, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В совокупности эти положения статьи 226 Кодекса позволяют налоговым органам ежемесячно получать необходимую текущую информацию, касающуюся объекта налогообложения.
Сводный отчет о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов налоговым агентом представляется в налоговый орган ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответственно, установленный порядок отчетности налогового агента перед налоговыми органами непосредственно связан с обязательствами, накладываемыми Кодексом на налогоплательщика - физическое лицо.
Предлагаемая законопроектом схема отчетности фактически ведет к пересмотру существующего порядка, так как влечет установление дополнительных отчетных (квартальных) периодов и, как следствие, ревизию обязательств, накладываемых на налоговых агентов. Кроме этого, связанная с этим дополнительная нагрузка на налоговых агентов и на налоговые органы вряд ли может быть признана целесообразной и оправданной с точки зрения возможного фискального эффекта от введения предлагаемой новой формы налоговой отчетности.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 33101-5 "О внесении изменений в статью 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Калужской области.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.