Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802225-2 "О порядке обслуживания целевых сберегательных обязательств Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно ст. 12 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" законопроект устанавливает условия и формы обслуживания государственного внутреннего долга РФ по целевым сберегательным обязательствам Российской Федерации, установленным Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (далее - сберегательным обязательствам).
Согласно ст. 4 Закона РФ "О государственном внутреннем долге РФ" обслуживание внутреннего госдолга производится Центробанком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством операций по размещению госдолговых обязательств РФ, их погашению и выплате по ним дохода в виде процентов или в иной форме.
Поскольку иное Правительством РФ не установлено, ст.2 законопроекта возлагает обслуживание сберегательных обязательств на систему учреждений Ценробанка РФ и уполномоченных им организаций - Государственный депозитарий целевых долговых обязательств РФ.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с договорными условиями и требованиями закона. Требованием Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" является увеличение процентных ставок сверх установленных условиями договора для поддержания покупательной способности сбережений.
Однако Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" предусматривает иной способ защиты гарантированных государством сбережений от обесценения, не требующий увеличения процентных ставок, - путем исчисления сбережений в единицах, не подверженных инфляции - долговых рублях. Поэтому ст. 3 законопроекта устанавливает начисление на сберегательные обязательства и выплату основного дохода в размере не менее 9% в год в соответствии с действовавшими на 1 марта 1991 года условиями договоров по вкладам, выплату которых в индексированном виде государство отложило на срок более 5 лет.
Поскольку по указанным условиям договоров вклады в Сбербанке СССР и доходы по ним налогами не облагались, это условие сохранено ст. 13 законопроекта. Это условие распространено и на сберегательные обязательства, выданные вкладчику в порядке возмещения вреда, причиненного государством. Получение государством дохода путем отчислений от компенсации вреда, причиненного гражданину длительным незаконным бездействием органов государственной власти в вопросе индексации гарантированных сбережений и исполнения Постановления Конституционного Суда РФ N 12-П от 31.05.93 г., представляется совершенно недопустимым. Но если сберегательное обязательство продано первоначальным владельцем новому владельцу уже как ценная бумага РФ, оно и доходы по нему, естественно, уже облагаются налогами, установленными для ценных бумаг РФ.
Выплата (погашение) внутреннего госдолга в обозримые сроки невозможна не только для РФ, но и для богатейших стран мира. Общий принцип организации сберегательного дела основан не на погашении долга, а на поддержании баланса между притоком и оттоком вкладов путем изменения процентных ставок. Если государство видит, что люди больше изымают денег из госдолга, чем вносят, оно увеличивает процент по вкладам и их приток увеличивается. Если, наоборот, больше вносят, а государство не хочет увеличивать долг, оно уменьшает процент. В условиях баланса между притоком и оттоком вкладов государство расходует средства только на выплату процентов по долгу, а расходы на выдачу вкладов уравновешены доходами от их принятия. Однако, для создания баланса между притоком и оттоком вкладов в условиях полного недоверия вкладчиков государству необходимы специальные меры.
Концепция восстановления гарантированных сбережений, обеспечивающая изначальное установление требуемого баланса, реализуется ст.4-8, 10,11. Государственный депозитарий осуществляет по поручению вкладчиков продажу сберегательных обязательств по рыночной цене и, таким образом, получает текущую информацию о рыночной цене долгового рубля - единицы номинала сберегательного обязательства. Если цена долгового рубля оказывается ниже его официальной долговой стоимости, Государственный депозитарий увеличивает доходность сберегательных обязательств путем начисления дополнительного временного дохода. Увеличение доходности неизбежно ведет к росту рыночной цены сберегательных обязательств и долгового рубля и продолжается до тех пор, пока цена долгового рубля не начнет превышать его официальную долговую стоимость. Превышение цены долгового рубля над его долговой стоимостью влечет, наоборот, снижение Госдепозитарием доходности сберегательных обязательств и отмену временного дохода, поскольку 9% в год основного дохода по сверхнадежным и суперзащищенным федеральными законами ценным бумагам в установившемся режиме более чем достаточно для обеспечения соответствия рыночной цены долгового рубля его официальной долговой стоимости.
Установившееся соответствие между ценой долгового рубля и его официальной долговой стоимостью означает наличие баланса между оттоком и притоком денежных средств в госдолге по восстановленным сбережениям. Это соответствие означает завершение переходного периода и полное решение проблемы. Государство без ограничений выплачивает желающим их восстановленные вклады за счет вложения средств в сберегательные обязательства новыми вкладчиками. При этом реальная величина госдолга по сберегательным обязательствам (сумма номиналов обязательств) не возрастает и постоянна во времени и никогда не станет непосильной для государства, в отличие от "финансовых пирамид" типа ГКО.
Государство будет нести расходы не на погашение, а на обслуживание этого госдолга, на выплату процентов. Эта стандартная ситуация при правильно организованном внутреннем долге, для оценки которой существуют общие критерии. Величина внутреннего долга является безопасной для государства и приемлемой для экономики, если величина долга незначительна по сравнению с национальным богатством, а расходы на его обслуживание незначительны по сравнению с ВВП (а не госбюджетом!).
На конец 1990 года в РСФСР сумма вкладов граждан в Сбербанке составляла 216 млрд. руб. На сегодня значительная часть договоров займа по этим вкладам расторгнута вкладчиками, и общая сумма сбережений, переводимых в сберегательные обязательства, должна быть существенно меньше, не на проценты, а в разы. Но даже явно завышенная величина долга в 200 млрд. рублей СССР полностью удовлетворяет общим критериям безопасности и приемлемости для экономики даже в ее нынешнем состоянии.
Действительным ограничивающим фактором является не величина ВВП и нац.богатства, а развал государственности, но это фактор, надо думать, временный. Поэтому объем переводимых в сберегательные обязательства вкладов соразмеряется с состоянием государства и на каждый год ограничивается статьей в законе о федеральном бюджете в порядке, установленном законопроектом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В. Зоркальцев |
Финансово-экономическое обоснование проекта
федерального закона "О порядке обслуживания целевых сберегательных обязательств Российской Федерации"
Согласно ст. 12 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" законопроект устанавливает условия и формы обслуживания государственного внутреннего долга РФ по целевым сберегательным обязательствам Российской Федерации, установленным законопроектом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (далее - сберегательным обязательствам).
Эти условия и формы направлены на восстановление покупательной способности гарантированных сбережений граждан наиболее экономным для государства способом - не путем погашения проиндексированных вкладов, а путем выплаты доходов (процентов) по сберегательным обязательствам и регулирования вторичного рынка ЦДО РФ.
Расходы на обслуживание сберегательных обязательств определяются их общим объемом, поэтому финансово-экономическому обоснованию подлежат именно годовые объемы переводимых в ЦДО РФ гарантированных сбережений граждан РФ. Порядок установления этих годовых объемов является предметом регулирования законопроекта "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации" и имеет финансово-экономическое обоснование, приложенное к указанному законопроекту. Дублирование здесь этого финансово-экономического обоснования не представляется целесообразным.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию в связи с принятием Федерального закона "О порядке обслуживания целевых сберегательных обязательств Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О порядке обслуживания целевых сберегательных обязательств Российской Федерации" до вступления его в силу должны быть приняты и вступить в силу:
1. Федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора".
2. Федеральный закон "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.