Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802225-2 "О порядке обслуживания сберегательных обязательств Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно ст. 12 Федерального закона "О восстановлений и защите сбережений граждан Российской Федерации" законопроект устанавливает условия и формы обслуживания государственного внутреннего долга РФ по целевым долговым обязательствам Российской Федерации - сберегательным обязательствам.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О государственном внутреннем долге РФ" обслуживание внутреннего госдолга производится Центробанком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством операций по размещению госдолговых обязательств РФ, их погашению и выплате по ним дохода в виде процентов или в иной форме. Затраты на обслуживание внутреннего госдолга осуществляются за счет средств госбюджета.
Поскольку иное Правительством РФ не установлено, ст. 2 законопроекта возлагает обслуживание сберегательных обязательств на учреждение Центробанка РФ - Депозитарий целевых долговых обязательств РФ, финансируемый, согласно ст. 12, за счет кредитов Центробанка РФ, погашаемых Правительством РФ.
Такая форма финансирования представляется более защищенной от кратковременных сбоев, чем непосредственное финансирование Правительством из госбюджета, что крайне важно. Ведь даже малые сбои в обслуживании ведут к большому недоверию к госдолговым обязательствам, что затрудняет восстановление гарантированных государством сбережений и увеличивает затраты государства на решение этой проблемы.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с договорными условиями и требованиями закона. Требованием Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" является увеличение процентных ставок сверх установленных условиями договора для поддержания покупательной способности сбережений.
Однако Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" предусматривает иной способ защиты гарантированных государством сбережений от обесценения, не требующий увеличения процентных ставок, - путем исчисления сбережений в единицах, не подверженных инфляции - долговых рублях. Поэтому ст. 3 законопроекта устанавливает начисление на сберегательные обязательства и выплату основного дохода в размере 9%. в год в соответствии с действовавшими на 1 марта 1991 года условиями договоров по вкладам, выплату которых в индексированном виде государство отложило на срок более 5 лет.
Поскольку по указанным условиям договоров вклады в Сбербанке СССР и доходы по ним налогами не облагались, это условие сохранено ст. 14 законопроекта. Это условие распространено и на сберегательные обязательства, выданные вкладчику в порядке возмещения вреда, причиненного государством. Получение государством дохода от путем отчислений от компенсации вреда, причиненного гражданину длительным незаконным бездействием органов государственной власти в вопросе индексации гарантированных сбережений и исполнения Постановления Конституционного Суда РФ N 12-П от 31.05.93 г., представляется совершенно недопустимым. Но если сберегательное обязательство продано первоначальным владельцем новому владельцу уже как ценная бумага РФ, оно и доходы по нему, естественно, уже облагаются налогами, установленными для ценных бумаг РФ.
Выплата (погашение) внутреннего госдолга в обозримые сроки невозможна не только для РФ, но и для богатейших стран мира. Общий принцип организации сберегательного дела основан не на погашении долга, а на поддержании баланса между притоком и оттоком вкладов путем изменения процентных ставок. Если государство видит, что люди больше изымают денег из госдолга, чем вносят, оно увеличивает процент по вкладам и их приток увеличивается. Если, наоборот, больше вносят, а государство не хочет увеличивать долг, оно уменьшает процент. В условиях баланса между притоком и оттоком вкладов государство расходует средства только на выплату процентов по долгу, а расходы на выдачу вкладов уравновешены доходами от их принятия. Однако, для создания баланса между притоком и оттоком вкладов в условиях полного недоверия вкладчиков государству необходимы специальные меры.
Концепция восстановления гарантированных сбережений, обеспечивающая изначальное установление требуемого баланса, реализуется ст. 6, 8 - 11. Депозитарий осуществляет по поручению вкладчиков продажу сберегательных обязательств по рыночной цене и, таким образом, получает текущую информацию о рыночной цене долгового рубля - единицы номинала сберегательного обязательства.
Если цена долгового рубля оказывается ниже его официальной долговой стоимости, Депозитарий увеличивает доходность сберегательных обязательств путем начисления дополнительного временного дохода. Увеличение доходности неизбежно ведет к росту рыночной цены сберегательных обязательств и долгового рубля и продолжается до тех пор, пока цена долгового рубля не начнет превышать его официальную долговую стоимость. Превышение цены долгового рубля над его долговой стоимостью влечет, наоборот, снижение Депозитарием доходности сберегательных обязательств и отмену временного дохода, поскольку 9% в год основного дохода по сверхнадежным и суперзащищенным федеральными законами ценным бумагам в установившемся режиме более чем достаточно для обеспечения соответствия рыночной цены долгового рубля его официальной долговой стоимости.
Установившееся соответствие между ценой долгового рубля и его официальной долговой стоимостью означает наличие баланса между оттоком и притоком денежных средств в госдолге по восстановленным сбережениям. Это соответствие означает завершение переходного периода и полное решение проблемы. Государство без ограничений выплачивает желающим их восстановленные вклады за счет вложения средств в сберегательные обязательства новыми вкладчиками. При этом реальная величина госдолга по сберегательным обязательствам (сумма номиналов обязательств) не возрастает и постоянна во времени и никогда не станет непосильной для государства, в отличие от "финансовых пирамид" типа ГКО.
Но государство будет нести расходы не на погашение, а на обслуживание этого госдолга, на выплату процентов. Это стандартная ситуация при правильно организованном внутреннем долге, для оценки которой существуют общие критерии. Величина внутреннего долга является безопасной для государства и приемлемой для экономики, если величина долга незначительна по сравнению с национальным богатством, а расходы на его обслуживание незначительны по сравнению с ВВП (но не госбюджетом!).
На конец 1990 года в РСФСР сумма вкладов граждан в Сбербанке составляла 216 мрд.руб. На сегодня значительная часть договоров займа по этим вкладам расторгнута вкладчиками, и общая сумма сбережений, переводимых в сберегательные обязательства, должна быть существенно меньше, не на проценты, а в разы. Но даже явно завышенная величина долга в 200 мрд. рублей СССР полностью удовлетворяет общим критериям безопасности и приемлемости для экономики даже в ее нынешнем состоянии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.