Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 492292-4 "Технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.И. Борцовым, В.Р. Мединским, А.Н. Хайруллиным и членом Совета Федерации В.Г. Завадниковым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный законопроект.
Законопроект разработан в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) в целях защиты жизни и здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Законопроектом устанавливаются показатели безопасности для безалкогольной продукции, природных минеральных вод и столовых вод (далее - продукция), а также обязательные требования к процессам производства, хранения, перевозки продукции.
Законопроект содержит ряд положений, требующих доработки.
Представляется целесообразным заменить в наименовании, а также по всему тексту законопроекта термин "столовая вода" на термин "столовая минеральная вода".
Часть 3 статьи 2 законопроекта следует дополнить положением о том, что к объектам технического регулирования настоящего технического регламента не относятся лечебные питьевые минеральные воды, так как к ним предъявляются требования по минеральному составу, содержанию химических веществ и радионуклидов, отличные от требований, предъявляемых к воде (питьевой минеральной, искусственно-минерализованной) и безалкогольным напиткам, используемым в качестве пищевого продукта.
В статье 3 законопроекта необходимо исключить ссылку на законодательство Российской Федерации и привести исчерпывающий перечень объектов технического регулирования и их идентификационные признаки, включив в этот перечень процессы реализации и утилизации соответствующей продукции.
Следует устранить несоответствие между статьями 3 и 6 законопроекта в части формулировок "первичная упаковка" и "потребительская упаковка".
Часть 4 статьи 4 законопроекта после слова "продукции" следует дополнить словами ", за исключением минеральных вод". Необходимо также дополнить указанную статью правилами идентификации продукции в целях предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение. При этом следует предусмотреть возможность использования инструментальных методов с учетом того, что частью 4 статьи 29 законопроекта предусмотрено проведение инструментального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора).
Также в статье 4 законопроекта необходимо уточнить понятие "идентификация процессов производства, хранения и перевозки".
Исходя из определения природной минеральной воды, указанного в статье 6 законопроекта, под природной минеральной водой понимается только продукция, упакованная в потребительскую упаковку и предназначенная для непосредственного потребления человеком. В связи с этим часть 2 статьи 13 законопроекта, а также статьи 21 и 22 законопроекта следует уточнить с целью разграничения понятий минеральной воды как сырья и готовой продукции.
Определение понятия "искусственно-минерализованная вода" предлагается изложить в следующей редакции:
"искусственно-минерализованная вода - безалкогольный напиток, произведенный из смеси природных минеральных вод из разных водоносных горизонтов с разными условиями формирования гидрохимических типов или из питьевой воды с добавлением минеральных солей с общей минерализацией от 1 г/л до 2 г/л".
В статье 6 законопроекта необходимо уточнить определение понятия "природная минеральная вода", поскольку по медико-профилактическому составу минеральная вода в качестве лечебного препарата расфасовывается в емкости и реализуется на территории Российской Федерации, подразделяясь при этом на лечебно-столовую и лечебную. Минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые воды имеют показания к их лечебному курсовому использованию. Кроме того, природная минеральная вода имеет состав и свойства, характерные для определенного водоносного горизонта (комплекса).
В статье 6 законопроекта следует исключить определение понятия "природная минеральная вода с ограничением по применению", а также уточнить определение понятия "квас", заменив словосочетание "вкусо-ароматические добавки" словами "ароматизаторы (ароматические вещества)".
Также в статье 6 законопроекта при определении понятия "тонизирующие компоненты" необходимо дополнить перечень тонизирующих компонентов следующими веществами - салидрозиды и экдистероиды. Кроме того, в определении понятия "прослеживаемость" слова "заинтересованное лицо" следует заменить словами "орган государственного контроля (надзора)".
В статье 6 законопроекта даны основные понятия объектов технического регулирования. Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что определения этих понятий содержат в себе идентификационные признаки. Вместе с тем предлагаемые определения данных понятий не содержат каких-либо характеристик. Например, таких, как прозрачность, наличие осадка, наличие газообразных пузырьков, позволяющих визуально идентифицировать безалкогольную продукцию, природную минеральную воду, столовую воду. Приведенные в законопроекте определения понятий объектов технического регулирования позволяют провести лишь их сравнительный анализ с содержанием маркировки.
Положения статей 8, 12, 13, 15, 20 законопроекта о том, что до вступления технических регламентов в силу продукция должна соответствовать требованиям нормативных актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, не относятся к предмету регулирования законопроекта и подлежат исключению.
Положения пункта 8 части 6 и части 8 статьи 9 законопроекта также не относятся к предмету регулирования законопроекта. Вопросы использования наименования мест происхождения товаров и товарных знаков регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, требования к обозначению вида продукции и места ее происхождения предусмотрены пунктами 1 и 3 части 6 статьи 9 законопроекта.
В части 1 статьи 9 законопроекта слова "информацию о маркируемых безалкогольной продукции, минеральной и столовой воде" следует заменить словами "информацию о безалкогольной продукции, минеральной и столовой минеральной воде, обеспечивающую возможность их правильного выбора".
Абзац первый части 2 статьи 9 законопроекта необходимо изложить в следующей редакции:
"2. Маркировка безалкогольной продукции дополнительно к информации, установленной частью 1 настоящей статьи, должна содержать следующую информацию:".
Пункт 8 части 6 статьи 9 законопроекта предлагается дополнить положением, предусматривающим критерии определения границ месторождений минеральных вод и их участков.
Часть 7 статьи 9 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"7. Маркировка в виде текста, условных обозначений и рисунков должна быть размещена непосредственно на потребительской упаковке (таре), на этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе - вкладыше любым доступным способом и должна быть четкой и легко читаемой. Текст информации приводится на русском языке, дополнительно может приводиться на ином языке. Средства нанесения информации должны обеспечивать стойкость маркировки при обороте продукции.".
В соответствии с положениями Закона о техническом регулировании законопроект следует дополнить разделом, касающимся предоставления права изготовителю (продавцу) маркировать продукцию знаком обращения ее на рынке.
В законопроекте используются понятия, содержание которых не раскрывается, например, "фантазийное наименование", "оптимальная последовательность (поточность) технологических процессов", "сырье и ингредиенты", что может привести к неоднозначности их толкования.
Пункт 4 статьи 11 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"4) соблюдение условий хранения сырья и готовой продукции;".
Некоторые положения законопроекта, в частности, требования к зданиям (объектам) и помещениям, в которых осуществляется процесс производства продукции (статья 14), требования к персоналу, занятому в процессе производства продукции (статья 17), к системе производственного (собственного) контроля (статья 18), не относятся к содержанию технического регламента, как оно определено в статье 7 Закона о техническом регулировании. Кроме того, статью 11 законопроекта необходимо дополнить положениями, касающимися требований к процессам производства.
Отдельные положения законопроекта, в частности, пункты 2 и 4 статьи 15 носят оценочный характер и могут привести к неоднозначности их толкования, в связи с чем требуют уточнения.
Второе предложение части 6 статьи 19 и второе предложение части 6 статьи 20 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"Периодичность уборки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции устанавливается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
Часть 1 статьи 20 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"1. Перевозка продукции осуществляется в соответствии с правилами перевозок пищевых продуктов, действующими на конкретных видах транспорта. Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.".
Часть 7 статьи 20 законопроекта в части, касающейся сертификата соответствия, не соответствует статье 24 законопроекта.
Часть 6 статьи 21 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"6. Для исключения загрязнения подземных вод обсадные трубы скважин должны быть герметичными на всем протяжении, а стены каптажной камеры родника водонепроницаемыми везде кроме места выхода минеральных вод".
Часть 9 статьи 21 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"Надкаптажное сооружение (наземного или подземного типа) должно иметь размеры, отвечающие требованиям безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию водозаборного сооружения, и быть оборудовано контрольно-измерительной аппаратурой, обеспечивающей проведение режимных наблюдений (мониторинга), а также надежно защищено от доступа посторонних лиц.".
Пункт 2 части 1 статьи 22 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"2) отделение соединений железа, марганца, серы и, в случае необходимости, мышьяка путем обработки воздухом;". Мышьяк в некоторых природных минеральных водах, в том числе для питьевого назначения, является биологически активным компонентом, в связи с чем в бальнеологии выделяется особая группа вод - мышьяковистые. Возможность применения озона для обработки природной минеральной воды в настоящее время достоверно не обоснована, а последствия отдаленных результатов весьма негативно оцениваются рядом специалистов, в том числе зарубежных.
Пункт 4 части 1 статьи 22 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"4) насыщение минеральной воды двуокисью углерода или другими разрешенными в установленном порядке консервантами, не изменяющими исходный состав и свойства минеральной воды.".
Частью 2 статьи 25 законопроекта установлено, что заявителем при декларировании соответствия может быть предприниматель без образования юридического лица. При этом в части 4 статьи 29 законопроекта используется понятие "индивидуальный предприниматель". В связи с этим необходимо согласовать указанные понятия.
Положения статей 26 и 27 законопроекта дублируют положения статьи 24 Закона о техническом регулировании.
Часть 1 статьи 29 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
"1. Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки требованиям настоящего технического регламента осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка". При этом часть 3 статьи 29 законопроекта следует исключить.
Статью 29 законопроекта в части указания на другие технические регламенты в сфере безопасности пищевой продукции и процессов ее производства, перевозки и хранения следует привести в соответствие со статьей 23 законопроекта, в которой говорится об оценке соответствия продукции только требованиям настоящего технического регламента.
Содержание части 3 статьи 30 законопроекта требуется уточнить, поскольку неясно, в каких случаях инструментальный контроль за соответствием объектов технического регулирования требованиям настоящего регламента не проводится.
Из законопроекта следует исключить статьи 31 и 32 как не относящиеся к предмету его регулирования.
В таблице 1 приложения 1 к законопроекту не указано, к каким безалкогольным напиткам относится норматив по кофеину 400 мг/л. Кроме того, в данной таблице некорректно приведено указание допустимого уровня содержания хинина для напитков безалкогольных. В связи с этим в таблицу 1 приложения 1 следует внести изменения, предусмотрев допустимые уровни кофеина для напитков, содержащих кофеин, в размере 150 мг/кг (л), и для специализированных напитков, содержащих кофеин, в размере 400 мг/кг (л), а также допустимый уровень хинина для напитков и сиропов (в пересчете на готовый напиток), содержащих хинин, в размере 85 мг/кг (л), (СанПиН 2.3.2.1078-01).
Примечание к таблице 2 приложения 1 к законопроекту, касающееся КОЕ, предлагается изложить в следующей редакции: "КОЕ - количество колониеобразующих единиц".
В целях гармонизации показателей безопасности химического и микробиологического состава минеральных и столовых вод, устанавливаемых в законопроекте, с показателями Кодекса Алиментариус следует:
в таблице 2.1 приложения 2 к законопроекту изменить норматив содержания бария на 0,7 мг/л (ПДК по истечении двух лет с момента вступления в силу технического регламента), а также дополнительно ввести в таблицу показатели безопасности предельно допустимых концентраций марганца, бора, поверхностно-активных веществ, пестицидов и полихлорированных бифенилов, минерального масла, полициклических ароматических углеводородов;
в таблице 2.2 приложения 2 к законопроекту в графе "Предельно допустимое значение показателя" установить: для БГКП, термотолерантных колиформ, фекальных стрептококков и Pseudomonas aeruginosa - "отсутствие в 500 см3", а для спор сульфитредуцирующих клостридий - "отсутствие в 100 ".
В таблице 2.3 приложения 2 к законопроекту необходимо внести изменения в показатели радиационной безопасности в соответствии с требованиями радиационной безопасности, установленными в Российской Федерации.
Так, в частности, оценка соответствия природных питьевых минеральных вод требованиям радиационной безопасности должна проводиться по удельной суммарной альфа- и бета-активности, которые согласно требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 не должны превышать 0,1 и 1,0 Бк/кг соответственно.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний и предложений.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.