Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 314882-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в целях организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации предполагается создание органов местного самоуправления во всех без исключения муниципальных образованиях, в том числе в городских муниципальных образованиях, на территории которых находятся административные центры муниципальных районов.
С принятием Федерального закона в Российской Федерации впервые была введена двухуровневая система муниципальных образований. В соответствии с данной системой обязанности по решению вопросов местного значения были разделены между более крупными муниципальными образованиями - муниципальными районами и мелкими - сельскими или городскими муниципальными образованиями.
Однако данная система в ее нынешнем виде не учитывает исторически сложившегося экономического развития ряда муниципальных районов. Существуют муниципальные районы, территориально состоящие в основном из сельских муниципальных образований и небольших городских муниципальных образований, но имеющие экономически сильный административный центр - городское поселение. В таких районах вся экономическая мощь, главные налогоплательщики - крупные предприятия находятся на территории административных центров, которые в соответствии с Федеральным законом также являются муниципальными образованиями - городскими муниципальными образованиями.
Мало того, что подавляющее большинство финансовых средств (являющихся производными от промышленно-экономического достояния, принадлежащего населению всего района) реализуется в интересах только одного муниципального образования - городского муниципального образования, большинство коммунальных и транспортных предприятий, созданных для бытового обслуживания населения всего района, оказались подконтрольны одному поселению и могут использоваться его органами в ущерб другим поселениям района. Данный социально-экономический "перекос" в сторону одного муниципального образования, с одной стороны, ущемляет интересы жителей сельских и городских муниципальных образований, не являющихся административными центрами, а с другой - не позволяет местным органам муниципального района реализовать экономический потенциал района в интересах всего населения района.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий, при этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Вместе с тем передача всех полномочий администрации муниципального образования, на территории которого находится административный центр муниципального района, администрации муниципального района невозможна в рамках действующего Федерального закона.
Предлагаемые изменения Федерального закона позволят создать общую местную администрацию муниципального района и городского муниципального образования, являющегося административным центром муниципального района. При этом защита интересов данного городского муниципального образования должна гарантироваться формированием новой местной администрации муниципального района, в создании которой будет принимать участие представительный орган городского муниципального образования. В свою очередь, сохранение в районе самостоятельных органов местного самоуправления - глав муниципальных образований и представительных органов должно обеспечить реализацию гражданами Российской Федерации, проживающими как на территории соответствующего муниципального образования, являющегося административным центром муниципального района, так и на территории муниципального района в целом, своих конституционных прав на реализацию местного самоуправления.
Предлагаемые изменения Федерального закона позволят исключить возможность формирования в муниципальных образованиях, на территориях которых находятся административные центры муниципальных районов, двух, осуществляющих различные полномочия, местных администраций, а также избежать противостояния местных администраций поселений, на территории которых находятся административные центры муниципальных районов, и администраций муниципальных районов, находящихся как территориально, так и организационно в одном населенном пункте. В то же время существенно уменьшатся затраты на финансирование управленческого персонала, на содержание и обслуживание административных зданий и помещений, а также снизится уровень неопределенности у жителей районных центров по вопросу, в какую из двух администраций обращаться для решения тех или иных проблем.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Председатель |
И. Хабаров |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Председатель |
И. Хабаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.