Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 226193-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с созданием и функционированием музеев, деятельность которых осуществляется на территории историко-культурных заповедников и ансамблей.
Такие музеи получили название "музеев-заповедников" (музеев-усадеб) и помимо целей создания музеев, содержащихся в статье 27 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 54-ФЗ), осуществляют комплексное хранение, эффективную охрану и рациональное использование историко-культурного и природного наследия на занимаемых территориях, а также сохранение, развитие, возрождение и популяризацию на территориях музеев традиционной хозяйственной деятельности.
В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 40 родственных им по функциям музеев-усадеб. В их состав входят уникальные памятники истории и культуры, являющиеся не только национальным достоянием и гордостью народов Российской Федерации, но и общемировым наследием, хранятся ценнейшие музейные коллекции.
Находящиеся в составе музеев-заповедников и музеев-усадеб объекты культурного наследия представляют Россию в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из 15 объектов Всемирного культурного наследия России 12 входят в состав музеев-заповедников. Благодаря музеям-заповедникам и музеям-усадьбам, Россия представлена в мировом культурном пространстве не только столицами, но и провинцией. Составляя всего 6% от общего числа музейных учреждений в стране, музеи-заповедники содержат 11% музейных фондов и обеспечивают 25% посещаемости музейных учреждений России.
Широко известны за пределами России такие музеи-заповедники и музеи-усадьбы, как "Петергоф", "Царское Село", "Павловск", Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник, музей-заповедник "Ростовский Кремль", государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, мемориальные музеи-заповедники, связанные с именами В.Д. Поленова "Поленово", Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", М.А. Шолохова в станице Вешенская, музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское", музеи-усадьбы "Остафьево" - "Русский Парнас", "Архангельское", "Мураново", связанные с именами А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, и многие другие выдающиеся историко-культурные комплексы.
Однако Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит определения такой разновидности музеев, как музей-заповедник (музей-усадьба), и деятельность музеев-заповедников (музеев-усадеб) по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, исторического природного ландшафта, по воссозданию традиционных методов ведения хозяйства в музеях-усадьбах или монастырских комплексах, не является музейной деятельностью. Уставы музеев-заповедников не содержат этих положений, и огромная работа дирекций музеев-заповедников по возрождению уникальных заповедных территорий получается не вполне законной.
Законопроектом предлагается определение музея-заповедника (музея-усадьбы) как музея, который обеспечивает не только хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, но и сохранность, изучение и популяризацию объектов историко-культурного заповедника или ансамбля, а также природного ландшафта, являющегося неотъемлемой частью историко-культурного заповедника или ансамбля. Такое определение обусловлено тем, что деятельность музеев-заповедников (музеев-усадеб) осуществляется на территории историко-культурных заповедников и ансамблей.
Законопроектом также предлагается дополнить цели музейной деятельности деятельностью, позволяющей музеям-заповедникам (музеям-усадьбам) осуществлять охрану, сохранение, использование, воссоздание, изучение и популяризацию расположенных на их территориях объектов культурного наследия и природных комплексов в сложившейся исторической, культурной и природной среде, а также осуществлять возрождение, сохранение, развитие и популяризацию бытовавшей на этих территориях традиционной хозяйственной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историко-культурным заповедником является достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания.
В связи с тем, что музеи, расположенные в усадебных комплексах, также осуществляют работу по обеспечению сохранности, изучению и популяризации входящих в состав усадебного комплекса памятников истории и культуры и садово-паркового искусства, проектом предлагается отнести к историко-культурным заповедникам также ансамбли (четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений дворцового, жилого, общественного и иного назначения), также представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс.
Законопроект повысит эффективность правового регулирования отношений в сфере развития и совершенствования музейной деятельности и охране культурного наследия.
Депутаты Государственной Думы |
|
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Депутаты Государственной Думы |
|
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Депутаты Государственной Думы |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.